18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Ставка на фарфор

25 марта в Лондоне состоятся тематические торги аукционного дома MacDougall’s, посвященные русскому фарфору.

Всего 158 лотов, коллекция (имя владельца не раскрывается) фарфоровых фигурок частных русских заводов XIX века. Сообщается, что собрание формировалось на протяжении 15 лет и включает такие знаменитые серии статуэток, как «Волшебный фонарь», «Народы России», а также изделия Гарднера, Попова, Терехова и Киселева и других малых заводов.

Мода на изделия из фарфора пришла в Россию из Европы во второй половине XVIII века, когда следом за Императорским фарфоровым заводом стали появляться и частные мануфактуры. Начинали, как обычно, с копирования западных образцов, прежде всего мейсенского фарфора, но со временем появились и свои сюжеты, и иная, русская стилистика. В XIX веке такая продукция была обязательной частью всех промышленных выставок и необходимой деталью почти любого интерьера.

Фарфоровые статуэтки, причем именно частных русских заводов позапрошлого века, — традиционнейшая для русского коллекционирования тема. Фигурки, например, завода Гарднера собирали и многие современные российские коллекционеры — от Мстислава Ростроповича с Галиной Вишневской до банкира Александра Смоленского. Их продолжают собирать и сейчас: любому коллекционеру живописи трудно устоять перед обаянием фигурок, мотивы которых могли быть почерпнуты из жанровой живописи своего времени. О том же говорят и высокие цены, до £30–40 тыс., которых достигали самые редкие из подобных скульптурок на лондонских торгах Christie’s и Sotheby’s в последние сезоны.

Каталог предстоящего аукциона MacDougall’s привлекает разнообразием выставленного на продажу собрания и демократичными эстимейтами, все лоты оценены в диапазоне от £800 до £20 тыс., причем недорогих работ заметно больше. Так, выполненные на манер Мейсена галантные сцены с дамами и кавалерами, датированные первой половиной XIX века, выставлены с эстимейтами от £1–1,5 тыс. до £6–8 тыс. Забавные гарднеровские лоточники, дворники и половые 1820–1830-х годов обойдутся на аукционе, если не будет сильной конкуренции, в среднем в £2–5 тыс. Такие уличные сюжеты приходят в фарфоровое производство после Отечественной войны 1812 года, когда на фоне патриотических настроений наблюдается всплеск интереса к быту простого народа, уличным сценкам и изображениям крестьян за работой. Завод Гарднера первым в 1818 году начинает выпуск фигурок по мотивам гравюр Капитона Зеленцова для популярного ежемесячного журнала «Волшебный фонарь». Эта серия имела большой успех, и позже тему подхватили другие мануфактуры — в каталоге аукциона есть подобные фигурки середины — второй половины XIX века заводов Попова (лот 82, статуэтка из бисквита «Сидящая крестьянка с ребенком», 1870-е, эстимейт £1,2–1,5 тыс.), Иконникова (лот 85, «Крестьянин за работой», эстимейт £2–3 тыс.), братьев Корниловых (лот 89, «Два крестьянина», 1860–1880-е, эстимейт £3–5 тыс.) и даже Императорского фарфорового завода (лот 71, «Продавец обуви», эпоха Николая I, эстимейт £4–6 тыс.).

В каталоге также представлена другая, не менее известная серия — «Народы России». Источником для нее послужили цветные литографии из одноименного этнографического очерка, опубликованного в 1862 году французским путешественником и этнографом Ф.-Х.Паули. Фигурки выпускались на протяжении всего XIX века многими частными заводами, в том числе мануфактурами Попова и Кузнецова. Тут и донской казак (лот 127, завод Попова, эстимейт £1,2–1,6 тыс.), и охотник, одетый в звериные шкуры (лот 105, мануфактура Гарднера, эстимейт £2,5–3,5 тыс.), и горец в национальной одежде (лот 135, частная мануфактура, эстимейт £1–1,5 тыс.).

Дороже всего оценен диковинный письменный прибор из фарфора в форме избушки, из двери которой выглядывает крестьянка. Этот «кунштюк» мануфактуры Попова выставлен на торги с оценкой £20–30 тыс. (лот 74, на фото).

Листая каталог, можно встретить самые разные изделия и сюжеты. Вот, например, фарфоровая фигурка императора Николая I (лот 146, мануфактура Сипягина, эстимейт £2–3 тыс.), а на соседних страницах — «Обезьяна на лошади» (лот 143, завод Миклашевского, оценка £8–12 тыс.) или фигурка Леонардо да Винчи (лот 140, завод Попова, оценка £6–8 тыс.). А также литературные герои, модники и модницы, пастушки, одалиски и полуодетые барышни. Все, что душе угодно.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+