18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

К выставке Рембрандта в Амстердаме воссоздали его поздний шедевр

До Рейксмузеума выставка Поздний Рембрандт с триумфом прошла в лондонской Национальной галерее, совместно с которой организована. Беспрецедентно не только количество собранных поздних работ мастера, начиная с 1651 года и до его смерти в 1669-м (более 100 произведений живописи, рисунков и офортов), но и число мировых музеев, частных собраний и институций, предоставивших своих Рембрандтов. «Идея возникла в 2004 году, и в том, что нам удалось получить согласие практически всех, кому мы отправили запрос, сыграло и то обстоятельство, что выставка пройдет в Амстердаме, где жил и работал Рембрандт», — говорит директор коллекций Рейксмузеума Тако Дибитс. Кстати, в отличие от лондонской выставки, в амстердамскую включены еще четыре работы, в том числе знаменитые Автопортрет в образе смеющегося Зевксиса из Музея Вальрафа —Рихарца в Кельне, и Портрет Яна Сикса из Коллекции Сикса в Амстердаме. Нет только работ из российских собраний. По словам Дибитса, устроителей интересовало в первую очередь Возвращение блудного сына, но картина оказалась слишком хрупка для транспортировки.

Экспозиция, занявшая практически все крыло Philips Рейксмузеума, выстроена не хронологически, а вокруг нескольких важных тем в позднем творчестве Рембрандта. Они позволяют проследить, как эти последние трагические годы в жизни мастера, с потерей близких, финансовым крахом, стали и временем его самых смелых экспериментов в технике живописи и в графике, высочайшей одухотворенности его образов.

В разделе автопортретов можно проследить эволюция, которую Рембрандт прошел как личность — от уверенного в себе и полного сил 40-летнего мужа (Автопортрет, 1652, Музей истории искусств, Вена) до сломленного невзгодами дряхлого старика, зафиксированного художником без всякой жалости к себе (Автопортрет, 1669, Национальная галерея, Лондон). Рисунки и офорты в разделе Из жизни свидетельствуют, что художник даже в это трагическое для себя время по-прежнему жадно вглядывался в окружающий мир, — здесь и штудии обнаженного тела, и курьезы вроде льва в зверинце, жанровые уличные сценки, нищие и даже зарисовка с разных ракурсов повешенной на площади женщины. В разделе Особенности художественного языка можно увидеть, как даже в заказных портретах с его жесткими рамками Рембрандту удается их преодолевать, достигая исключительной колористической силы и одухотворенности образов. Чему подтверждение — его знаменитые Синдики (1662). Достаточно перейти в зал постоянной экспозиции с Ночным дозором (1642), чтобы понять, какой впечатляющий путь прошел художник в групповом портрете. В Ночном дозоре  главное — движение, единый порыв, объединяющий изображенных там стрелков. Синдики же, в глухих черных костюмах в шляпах, неподвижно сидят за столом. Ничто не должно отвлекать от их лиц и взгляда, обращенного к зрителю.

Рембрандт ни разу не был в Италии и своих учеников отговаривал туда ездить. Однако произведения мастеров Возрождения он неплохо знал и изучал, о чем свидетельствуют картины, рисунки и гравюры в разделе Подражание. В частности, композиция его Юноны (1662–1665) несомненно отсылает к Портрету дамы (Ла Скьявона) (1510–1512) Тициана.

Экспериментам Рембрандта в живописной технике и графике тоже посвящен отдельный большой раздел, куда включена среди прочих его Лукреция (1666), приехавшая из Института искусств в Миннеаполисе. Здесь мастер впервые стал использовать мастихин для наложения краски. А в офортах, по богатству выразительных средств не уступавших его живописи, — сухую иглу для усиления бархатистости штриха. Или только сухую иглу, как в трагически мощной композиции Три креста (1653).

Но главное украшение выставки — Заговор Клаудиуса Цивилиуса (1661–1662). Заказ на написание этой огромной композиции (5,5х5,5 м) для одной из арок галереи ратуши в Амстердаме художнику поручили после внезапной смерти его ученика, которому он был поручен. Сюжет, где вождь батавов (предков нидерландцев) призывает к восстанию против римлян в 69–70-х годах н. э., выбрали, как напоминание голландцам об их героическом прошлом. Картина заказчикам не понравилась — почти монохромная, написанная широкими размашистыми мазками, необычный свет. Ее вернули художнику. Позже она была обрезана, возможно самим Рембрандтом, для продажи частному лицу. Теперь в своем нынешнем размере (196х306 см) она принадлежит Королевской академии изящных искусств и ни разу не покидала Стокгольм с 1969 года. Специально на время выставки Заговор Клаудиуса Цивилиуса реконструировали в той самой арке, восстановив утраченные фрагменты по подготовительному рисунку 1661 года из Мюнхена. Зрелище впечатляющее — жаль, что ненадолго. 

Благодарим за организацию поездки Голландский Альянс.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+