В фонде In Artibus сегодня презентуют сразу два проекта, объединенных фигурой швейцарского архитектора Луиджи Пелли (1771–1861): открытие выставки фотографа Юрия Пальмина «Зимняя поездка. Winterreise» и книгу, впервые изданную на русском языке, — «Дневник путешествия Луиджи Пелли, родом из Аранно, из Санкт-Петербурга в Лугано в 1829 году».
Архитектор Луиджи Пелли в ХIХ веке вел дневник, где описал маршрут своего путешествия из Санкт-Петербурга в Лугано, а архитектурный фотограф Юрий Пальмин повторил этот маршрут в ХХI веке. Юрий был нацелен задокументировать города и описанные Пелли объекты, а в результате в фотографиях возникла новая художественная проблематика. «Я не знал Луиджи Пелли. Отправляясь в зимнюю поездку по его следам, я боялся, что в отсутствие такого личного знания работа будет обречена на механическое повторение заданного маршрута с поправками на сложности логистики. Риск был велик, но с первого дня путешествия образ моего героя начал формироваться как бы из чистого воздуха. С одной стороны, классицизм как основа образования и мировосприятия тессинского архитектора XIX века, с другой — романтизм, морозным узором кристаллизовавшийся в историческом времени путешествия, наложились на карту Европы и, соединившись с моими собственными воспоминаниями и переживаниями, породили странный образ отлетевшей души архитектора, отбывающего сорокоднев в размышлениях о ремесле, преемственности, ответственности и предназначении своей работы. Остановки на пути стали наполняться символическим содержанием, их последовательность обрела ясный смысл».
«Дневник путешествия Луиджи Пелли, родом из Аранно, из Санкт-Петербурга в Лугано в 1829 году», изданный при поддержке фонда In Artibus, на первый взгляд традиционные для XIX века путевые заметки архитектора, приехавшего в Россию в 1820 году в поисках увлекательных и выгодных заказов и девять лет спустя возвращающегося домой. Но на самом деле книга Пелли для истории архитектуры гораздо больше, чем просто травелог.
Перевод и публикация фондом In Artibus путевых писем и заметок Пелли, все эти годы хранившихся у его наследников в Швейцарии, — это, по сути, первое в России документированное издание авторских материалов архитектора. Луиджи Пелли — фигура в истории русской архитектуры спорная и загадочная, а круг приписываемых ему памятников до сих пор едва ли аргументирован. Поэтому за воспроизведением рукописного дневника, снабженного чуть ли не подстрочным переводом, и прилагаемых к биографии авторских чертежей и набросков из «Тетради для заметок и эскизов» открываются новые факты и возможности интерпретации творческого наследия Пелли.
Редкие графические листы позволяют заглянуть на кухню архитектора — находка, способная перевернуть устоявшиеся годами атрибуции. Книга провоцирует и интригует не только узких специалистов по истории архитектуры, но и всех, кто интересуется культурой этого времени.
Выставка открыта для посещения с 21 марта по 25 апреля по адресу: Москва, Пречистенская наб., д. 17 (вход с Курсового переулка), фонд In Artibus. Подробнее на www.inartibus.ru.