18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Рассказчик, он же художник

№31
Материал из газеты

Выставка в Русском музее

Цель проекта — протестировать русское искусство на нарративность. Рассказывание историй на холсте и бумаге, начатое передвижниками, затем опровергалось сначала мирискусниками, а после и авангардом. По мнению куратора выставки Александра Боровского, соцреализм 1930-х также не жаловал нарративность. В нем не было сюжета, господствовал сакральный канон, не допускавший никаких интерпретаций, толкований, угадываний как художником, так и со стороны зрителя. Картины Александра Лактионова, Юрия Непринцева, созданные в военные годы, вернули в живопись повествовательность; движение в сторону рассказывания историй поддержал в 1950-е Фёдор Решетников. Эту линию продолжили мастера «сурового стиля» и Александр Арефьев в ленинградском андеграунде.

Точкой отсчета выставки станет известная картина Гелия Коржева Лишенная родительских прав. Это целый роман о женщине с порочными наклонностями, пропившей буквально все и тем не менее отмечающей «знаменательное событие» — освобождение от обязанностей заботиться о потомстве — бутылкой хорошей «Столичной», хрустящим огурчиком и помидорами. Искусство питерской группы «Митьки» — это продолжение их во многом мифологизированного существования, передаваемого по разным каналам, но всегда рассказываемого как история или цепочка историй. Впрочем, выставка оставляет эти обстоятельства за скобками, фокусируясь на более поздних работах художников, когда они выбрали самостоятельные стратегии. Виктор Тихомиров в картине Пётр Император арапа женил повествует не историю любвеобильного Ганнибала, имевшего 11 детей, а «снимает кино про кино», иронично рассказывая о мелодраматичном фильме-сказке Александра Мит­ты с Владимиром Вы­соцким в главной роли. У Ти­хо­мирова мощный Петр на вздыбленном коне поднял за шкирку худосочного арапа и вот-вот бросит его в объятия нагой красотки, лежащей на свежей импрессионистичной траве.

Среди рассказчиков XXI века предпочтение отдано Николаю Копейкину, Таи­сии Коротковой, Диане Ма­чулиной. Истории про слонов сочинены Копейкиным (в миру филологом-переводчиком) и им же нарисованы. В Ночи на Ивана Купалу слоны, легко встав на задние ноги, танцуют у костра свой веселый и одновременно страшный, чумной танец. Короткову в серии Репродукция занимает генная инженерия, лаборатория по выращиванию эмбрионов с заданными идеальными признаками. Заодно там «обучат» рожать мужчин. Мачулина возвращает нас на грешную землю. Но так, чтобы мы могли предаться сладким мечтам — встретить свой День рождения в компании Рональда Рейгана, Мэрилин Монро и Фрэнка Синатры. А потом всем рассказывать эту историю.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+