18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Сердца четырех

№31
Материал из газеты

После многолетних споров эксперты согласились с тем, что все четыре портрета, экспонировавшиеся на февральской выставке в миланском музее, написаны братьями Антонио и Пьетро Поллайоло. Однако мнения об авторстве каждой из картин по-прежнему разнятся

На выставке в Милане впервые вместе собрали четыре ренессансных портрета молодой дамы. Самый искусный из них, датируемый приблизительно 1465 годом (хранится в Берлинской картинной галерее), часто называют одним из наиболее изящных флорентийских портретов. Долгие годы атрибуция этих произведений была предметом ожесточенных споров: разные специалисты утверждали, что лицо молодой дамы принадлежит кисти Пьеро делла Франческа, Андреа дель Верроккьо, Доменико Венециано, Алессо Бальдовинетти, Филиппо Липпи, Донато Браманте и даже молодого Леонардо да Винчи. Сегодня, однако, большинство ученых сходятся во мнении, что эти портреты написаны братьями Поллайоло: либо Антонио (1431–1498), либо Пьеро (1441/42 — до 1496).

После долгих переговоров Музею Польди-Пеццоли, в собрании которого хранится один из портретов, удалось добиться того, чтобы остальные три картины из Берлина, нью-йоркского Метрополитен-музея и флорентийской галереи Уффици были одолжены ему для выставки Дамы братьев Поллайоло. Основываясь на результатах технического анализа, куратор выставки Андреа ди Лоренцо высказал предположение о том, что все четыре портрета написал Пьеро. Входящий в коллекцию Музея Польди-Пеццоли портрет находится на его логотипе еще с 1980-х годов, однако до недавнего времени это, пожалуй, самое знаменитое из принадлежащих ему произведений лишь приписывалось младшему брату Поллайоло.

Не все представители музеев, предоставивших на выставку портреты, согласны с мнением ди Лоренцо. Штефан Веппельман, куратор отдела ранней итальянской и испанской живописи Берлинской картинной галереи, говорит, что не может «поверить в то, что все четыре картины написаны одной рукой». Он полагает, что берлинский и миланский портреты создал Антонио, а нью-йоркский и флорентийский — Пьеро. Специалисты галереи Уффици считают автором своей картины Пьеро, а Метрополитен вообще не приписывает принадлежащее ему полотно ни одному из братьев конкретно, утверждая, что написать его мог любой из них.

Еще более трудной оказалась другая загадка — личность самой модели. Ранее некоторые специалисты полагали, что на всех портретах изображена одна и та же женщина в разное время, но теперь все склоняются к мысли о том, что это разные люди. 


Около 1465

Берлинская картинная галерея, Берлин

Приобретена в 1897 году как произведение Андреа дель Верроккьо

Самый искусный из всех портретов. Картина была обрезана с трех сторон; оригиналу соответствует только правый ее край. На изображении лица модели много потертостей, в особенности на шее и под ухом, где оно было переписано. На оборотной стороне имеется неопознанная восковая печать с изображением посоха и обвивающейся вокруг него змеи; это символ древнегреческого бога медицины Асклепия, что дает основания предполагать, что картина могла принадлежать врачу. Берлинский музей атрибутирует ее как произведение Антонио Поллайоло.


Около 1470–1475

Музей Польди-Пеццоли, Милан

Приобретена между 1872 и 1875 годами как произведение Филиппо Липпи

Рентгенография и инфракрасная рефлектография показывают, что все четыре края картины переписаны. Значит, изначально она могла находиться в расписной раме (подобно портрету из собрания Метрополитен-музея). Рельефно прописанные мелкие детали — техника, которую часто использовал Пьеро Поллайоло, — заставили работников музея приписать авторство ему. Платье, прическа и украшения свидетельствуют о том, что модель происходила из богатой семьи; в старой описи содержится предположение о том, что это могла быть жена Джованни II Барбиано.


Около 1480

Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Приобретена в 1950 году как произведение Антонио дель Поллайоло

Эта картина попала в литературу о Поллайоло только после поступления в Метрополитен-музей; ранее эксперт Аттилио Сабатини считал, что это написанный по миланскому образцу портрет, созданный в XIX веке. Картина прошла очень некачественную реставрацию в XVII веке, но в 1963 году ее удалось восстановить в более близком к оригиналу виде. Метрополитен атрибутирует ее как работу Антонио либо Пьеро Поллайоло и датирует серединой 1470-х годов.


Около 1480

Галерея Уффици, Флоренция

Приобретена в 1861 году как произведение Пьеро делла Франческа

Сильный румянец на щеке модели смотрится очень странно. Проведенный недавно технический осмотр показал, что красочная поверхность крайне неоднородна: некоторые участки портрета сильно переписаны (в особенности лицо и фон), а некоторые сохранились лучше (к примеру, платье и драгоценности). Последний раз консервационные работы проходили в 2007 году и затронули лишь синий фон. Уффици оставляет авторство картины за Пьеро Поллайоло и датирует ее приблизительно 1475 годом.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+