18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ар-брют как бюджетная альтернатива современному искусству

№31
Материал из газеты

Ради американских коллекционеров парижский галерист Кристиан Берст переносит свою деятельность в Нью-Йорк, но настаивает, чтобы здесь играли по его правилам. Он считает, что «искусство аутсайдеров» и ар-брют — два совершенно разных направления в искусстве

Специализирующийся на ар-брют парижский дилер Кристиан Берст — один из новичков в Нью-Йорке: он открыл свою галерею на Ривингтон-стрит в Нижнем Ист-Сайде в самом конце 2014 года. Прессе он заявил, что отнюдь не собирается принимать участие в 24-й нью-йоркской ярмарке Outsider Art Fair, посвященной вроде бы профильному для его галереи искусству аутсайдеров. Причина в том, что Берст не считает то, чем занимается, «искусством аутсайдеров». Этот термин был введен искусствоведом и куратором Роджером Кардиналом, использовавшим его в названии своей книги 1972 года как английский эквивалент французского «ар-брют», но Берст считает такую формулировку неверной. Он полагает, что «искусство аутсайдеров» по смыслу ближе к «наивному искусству». «Сегодня так называют все, что не вписывается в рамки современного искусства. Это может быть и художник-самоучка, и профессиональный художник, в чьем творчестве присутствуют черты ар-брют», — говорит он. Сам Берст намерен строго придерживаться определения ар-брют, данного в 1945 году Жаном Дюбюффе: «Любые произведения — графика, живопись, вышивка, лепные или изваянные фигуры… носящие спонтанный и оригинальный характер, как можно менее связанные с традиционным искусством и культурными клише и созданные неизвестными либо чуждыми профессиональной художественной среде людьми».
В Париж Берст приехал из Страсбурга и создал там совместно с супругой сайт сhapitre.com, книжный онлайн-магазин, опередивший Amazon. Первую галерею он открыл в 2005 году на улице Шарантон в 12-м округе Парижа, затем переехал в Маре — парижский оплот галерей современного искусства. «Я был поражен тем, как мало художественный мир знает о моих художниках. Поэтому поставил перед собой цель сделать ар-брют повсеместно узнаваемым, ведь оно является последней и самой увлекательной terra incognita в искусстве», — говорит он. В Нью-Йорке, где галерее Берста оказывает поддержку его бизнес-партнер Дэниел Кляйн, парижский галерист хочет укрепить контакты между ар-брют и современным искусством и рассматривает возможность использования произведений современных художников, чье творчество созвучно его программе. Конечной целью является привлечение американских коллекционеров. После десяти лет дилерской практики Берст говорит: «Сегодня ар-брют представлено на Венецианской биеннале, в Центре Помпиду и в Музее современного искусства города Парижа, который в этом году посвятил целый зал Генри Дарджеру — при жизни малообщительному работнику чикагской больницы, чьи произведения принесли автору посмертную славу. Мы становимся свидетелями революции». Это подтверждается успехом, который снискала у критики выставка коллекции Брюно Дешарма в Maison Rouge в Париже, закрывшаяся 18 января. В декабре безымянная работа Дарджера, созданная в период между 1940 и 1960 годом, была продана на Christie’s в Париже за рекордную для этого художника сумму в €601,5 тыс. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+