18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ар-брют как бюджетная альтернатива современному искусству

№31
Материал из газеты

Ради американских коллекционеров парижский галерист Кристиан Берст переносит свою деятельность в Нью-Йорк, но настаивает, чтобы здесь играли по его правилам. Он считает, что «искусство аутсайдеров» и ар-брют — два совершенно разных направления в искусстве

Специализирующийся на ар-брют парижский дилер Кристиан Берст — один из новичков в Нью-Йорке: он открыл свою галерею на Ривингтон-стрит в Нижнем Ист-Сайде в самом конце 2014 года. Прессе он заявил, что отнюдь не собирается принимать участие в 24-й нью-йоркской ярмарке Outsider Art Fair, посвященной вроде бы профильному для его галереи искусству аутсайдеров. Причина в том, что Берст не считает то, чем занимается, «искусством аутсайдеров». Этот термин был введен искусствоведом и куратором Роджером Кардиналом, использовавшим его в названии своей книги 1972 года как английский эквивалент французского «ар-брют», но Берст считает такую формулировку неверной. Он полагает, что «искусство аутсайдеров» по смыслу ближе к «наивному искусству». «Сегодня так называют все, что не вписывается в рамки современного искусства. Это может быть и художник-самоучка, и профессиональный художник, в чьем творчестве присутствуют черты ар-брют», — говорит он. Сам Берст намерен строго придерживаться определения ар-брют, данного в 1945 году Жаном Дюбюффе: «Любые произведения — графика, живопись, вышивка, лепные или изваянные фигуры… носящие спонтанный и оригинальный характер, как можно менее связанные с традиционным искусством и культурными клише и созданные неизвестными либо чуждыми профессиональной художественной среде людьми».
В Париж Берст приехал из Страсбурга и создал там совместно с супругой сайт сhapitre.com, книжный онлайн-магазин, опередивший Amazon. Первую галерею он открыл в 2005 году на улице Шарантон в 12-м округе Парижа, затем переехал в Маре — парижский оплот галерей современного искусства. «Я был поражен тем, как мало художественный мир знает о моих художниках. Поэтому поставил перед собой цель сделать ар-брют повсеместно узнаваемым, ведь оно является последней и самой увлекательной terra incognita в искусстве», — говорит он. В Нью-Йорке, где галерее Берста оказывает поддержку его бизнес-партнер Дэниел Кляйн, парижский галерист хочет укрепить контакты между ар-брют и современным искусством и рассматривает возможность использования произведений современных художников, чье творчество созвучно его программе. Конечной целью является привлечение американских коллекционеров. После десяти лет дилерской практики Берст говорит: «Сегодня ар-брют представлено на Венецианской биеннале, в Центре Помпиду и в Музее современного искусства города Парижа, который в этом году посвятил целый зал Генри Дарджеру — при жизни малообщительному работнику чикагской больницы, чьи произведения принесли автору посмертную славу. Мы становимся свидетелями революции». Это подтверждается успехом, который снискала у критики выставка коллекции Брюно Дешарма в Maison Rouge в Париже, закрывшаяся 18 января. В декабре безымянная работа Дарджера, созданная в период между 1940 и 1960 годом, была продана на Christie’s в Париже за рекордную для этого художника сумму в €601,5 тыс. 

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
4
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
5
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
6
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
7
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+