18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей человека в Париже, обобранный Жаком Шираком, открывается вновь

Музей антропологии, этнологии и древней истории Франции, Musée de l’Homme (Музей человека), должен снова открыться в октябре 2015 года. Разместившийся в южном флигеле дворца Шайо, музей был закрыт более шести лет назад для проведения капитального ремонта, вызвавшего неоднозначную реакцию в культурной среде.

Теперь в залах постоянной экспозиции площадью 2,5 тыс. м2 будет представлена естественная и культурная история человечества, разделенная на три сектора ключевыми вопросами: кто мы? откуда мы? куда мы идем? Эти вопросы на протяжении столетий волновали многих и ставились, например, Полем Гогеном. Более 150 исследователей и хранителей будут работать в обновленном научно-исследовательском центре музея общей площадью 5 тыс. м2. Коллекции Музея человека разместятся в шести больших хранилищах.

Основание Музея человека в 1937 году совпало с проведением Международной выставки искусств и технологий современной жизни. Именно тогда этот музей, входящий в число 13 учреждений, курируемых Национальным музеем естественной истории, стал преемником Музея этнографии, расположенного во дворце Трокадеро, артефакты из тихоокеанской и азиатской коллекций которого вдохновляли Пабло Пикассо.

Одним из самых масштабных планов Жака Ширака, избранного президентом Франции в 1995 году, стало создание нового музея, посвященного самобытному (неевропейскому) искусству. Его тогдашнее предложение о передаче большей части коллекции Музея человека в фонды своего «великого проекта», Музея на набережной Бранли, возмутило музейных сотрудников, вышедших в 2002 году на забастовку.

Тем не менее Музей искусств и этнографии на набережной Бранли, открывшийся в июне 2006 года, все же получил 237 тыс. этнографических экспонатов из Музея человека, а также 23 тыс. экспонатов из Национального музея искусств Африки и Океании.

Еще более 41 тыс. экспонатов из Музея человека были обещаны марсельскому Музею цивилизаций Европы и Средиземноморья (MuCEM), открывшемуся в 2013 году. В результате всех этих пертурбаций в Музее человека осталось всего около 500 тыс. экспонатов доисторической эпохи и 362 тыс. палеоантропологических находок.
«Музей человека был вынужден стать „донором органов“ для новых культурных институций. Если бы коллекции Музея человека хранились в одном месте и их развитие финансировалось столь же щедро, как счастливо опекаемый проект „Набережная Бранли“, вышел бы один из самых замечательных музеев мира», — заметила Салли Прайс, автор опубликованной в 2007 году книги Примитивное искусство в Париже: Музей Жака Ширака на набережной Бранли.
Консультант музея Гейл Лорд, впрочем, считает, что обновленный Музей человека «прекрасно дополнит Музей на набережной Бранли, проявляющий именно эстетический (а не этнографический) подход к своим коллекциям, таким образом возвышая артефакты многочисленных неевропейских культур до статуса изобразительного искусства. Эта позиция подверглась критике англоязычных музейщиков, причем, на мой взгляд, совершенно несправедливо, например, за чрезмерную экзотизацию экспонатов, чего на самом деле и близко не было…»

Перезапуск Музея человека все эти годы окружали проблемы, сдвинувшие дату открытия его после реконструкции на три года. Например, состояние бетона, использованного для постройки дворца Шайо в 1930-х, по информации французской газеты Le Journal du Dimanche, критично ухудшилось. В результате этажи флигеля пришлось дополнительно укреплять. В 2009 году The Art Newspaper рассказывала о том, что восстановление музея подверглось критике в правительственном докладе. Этот документ, подготовленный в мае 2008 года, был составлен в том числе Генеральной инспекцией по делам культуры; в нем утверждалось, что музей находится на грани «роста дефицита бюджета» и «дальнейших задержек» реконструкции. Предполагаемая цена проекта в это время составила €52 млн. «Общая стоимость реконструкции, финансируемой Министерством высшего образования и научных исследований, на сегодняшний день составляет €92 млн (€12 млн из которых были ассигнованы для проведения исследований и классификации экспонатов), — говорится в заявлении музея. — Восстановление крыши южного флигеля финансируется Министерством культуры, причем €4,6 млн целенаправленно выделены министерством для пополнения фондов Музея человека». Более подробно комментировать стоимость реконструкции музей отказался. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+