18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как соблазнитель и его жертва не встретились на выставке Гогена

№31
Материал из газеты

Первая ретроспектива классика модернизма в Фонде Бейелера в Базеле

Ретроспектива Поля Гогена в Фонде Бейелера, пожалуй, самый амбициозный выставочный проект этого музея с момента его основания в 1997 году. Потребовалось шесть лет, чтобы заполучить на выставку 50 живописных полотен и скульптур из 13 стран. Проект стал также самым крупным со времени выставки Гоген и Таити в Гран-пале в Париже и в Музее изящных искусств в Бостоне в 2003–2004 годах.

Выставка получилась весьма представительной, поскольку охватывает все периоды творчества Гогена, но главный акцент сделан на последнем, когда художник жил на Таити и Маркизских островах, то есть с 1893 года до его смерти в 1903-м. К этому периоду относятся самые значимые произведения. В Полинезии Гоген обрел рай, где в его искусстве сошлись природа и культура, мистицизм и эротика, грезы и реальность.

Самое значительное произведение таитянского периода на выставке в Базеле — монументальное полотно (почти 4 м в длину) Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем? (1897–1898) из Музея изящных искусств в Бостоне, которое очень редко отправляется в путешествие. Сокуратор выставки Мартин Швандер считает это произведение не больше не меньше «художественным завещанием» Гогена. Взамен Фонд Бейелера собирается отправить в США подборку произведений Пабло Пикассо, хотя официального объявления об этом еще нет. Государственный Эрмитаж и Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, в свою очередь, выдали по три Гогена из своих собраний. В частности, ГМИИ предоставил Сбор плодов (1899), очень редко покидающий Москву, где оказался более 100 лет назад. А Фонд Бейелера выступил в свою очередь партнером масштабной выставки Пауль Клее. Ни дня без линии, недавно прошедшей в ГМИИ. Среди работ из частных собраний надо особо отметить три полотна, написанных Гогеном за год до смерти: Всадники на берегу II (владелец не называется), Инкарнация (галерея Ordovas, Лондон) и Купальщицы (также из неназванной коллекции).

Что касается керамики и деревянной скульптуры Гогена, то кураторы считают их до сих пор недооцененными, притом что они оказали сильное влияние на мастеров ХХ века, в частности на Пикассо. «Именно скульптуры Гогена, их экспрессия и архаичность вдохновили первые опыты Пикассо в скульптуре», — уверен второй куратор выставки Рафаэль Бувье. Одна из центральных на выставке в Базеле — Тереза (1902), стилизованная фигура полинезийской женщины. Директор Фонда Бейелера Сэм Келлер давно хотел заполучить эту работу на выставку, но в 1980 году, когда она попала в одну частную лондонскую коллекцию, потерял ее из виду. Он вновь обнаружил скульптуру лишь в прошлом году на ярмарке Frieze на стенде лондонской галереи Lefevre Fine Art, которая и предоставила теперь ее на базельскую выставку. Моделью для Терезы послужила служанка католического епископа Маркизских островов Джозефа Мартина, который, как подозревал Гоген, имел с ней интимные отношения. Он создал и парное к ней скульптурное изображение самого епископа, назвав его Отец разврата (1902), сейчас оно находится в Национальной галерее в Вашингтоне. Для выставки эту вещь получить не удалось, так что служанка и ее соблазнитель потеряли редкий шанс встретиться вновь. 

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
4
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
5
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
6
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
7
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+