Дирекция художественных фондов и создания памятников, трансформировавшаяся через «Росизопропаганду» в РОСИЗО, создавалась в конце 1950-х годов для закупки и распределения произведений искусства по фондам провинциальных музеев.
За полвека центр расширил и не раз изменил свой функционал — так, из поставщика картин и скульптур он превратился в оператора международных выставочных проектов и создателя собственных, на основе коллекции с исторически сложившимся соцреалистическим уклоном. Особенно его деятельность оживилась с приходом на пост директора Зельфиры Трегуловой (в феврале 2015 года после назначения Трегуловой директором ГТГ ее сменила Татьяна Волосатова): сухая статистика говорит о 82 выставках в России и за рубежом, среди которых Малевич в лондонской Тейт Модерн и Русское палладианство. Палладио и Россия от барокко до модернизма в Музее Коррер в Венеции. Таким образом, поручение о создании «масштабных межинституциональных проектов», которым министр культуры Владимир Мединский напутствовал Трегулову при вступлении в должность, было выполнено. В то же время еще одно поручение — возвращение РОСИЗО функции закупок для музеев — планируется закрепить работой дирекции музейного фонда.
Как объяснил The Art Newspaper Russia директор департамента культурного наследия Министерства культуры РФ Михаил Брызгалов, суть реорганизации при сохранении ведомственного отдела музейного фонда — в передаче РОCИЗО технической части своих полномочий и отказе от дублирующих функций вроде оформления документов на временный вывоз произведений искусства за рубеж. Совсем уж новой эту инициативу не назовешь, по сути, она возрождает существовавшую при министре культуры Михаиле Швыдком одноименную структуру, но с рядом нюансов. Главный из них — невозможность исключать произведения искусства из музейного фонда РФ. «Все-таки есть функция, присущая только органу государственной власти, — исключение предметов из музейного фонда. Все боятся, что это делается для последующей продажи экспонатов, но примеров конкретных привести не могут, их не было и не будет», — сказал Брызгалов. Между тем в РОСИЗО планируют передать мониторинг международного арт-рынка для поиска важных для России произведений искусства и организацию работы экспертной комиссии по приобретению предметов в музейный фонд. Кстати, недавний опыт по привлечению в комиссию дилеров и антикваров Брызгалов назвал весьма позитивным, поскольку знание рынка помогло сэкономить немало средств из 1 млрд руб., выделенного на закупки в прошлом году.
Также в Минкультуры рассчитывают, что РОСИЗО разработает для музеев единый стандарт их деятельности и представит в виде методичек (например, по обеспечению безопасности музейного фонда). Сейчас, по словам Брызгалова, идет согласование штатного расписания, обсуждение и утверждение всех нюансов. «Сегодня мы предлагаем для работы в дирекции музейного фонда пять человек. Мне бы хотелось, чтобы их было 300. Но пять человек там и три здесь, в ведомстве, — уже лучше», — заключил чиновник.
В РОСИЗО создание дирекции музейного фонда комментировать не стали, сославшись на то, что официальных бумаг они еще не получали.