18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

РОСИЗО прирастет дирекцией музейного фонда

Дирекция художественных фондов и создания памятников, трансформировавшаяся через «Росизопро­паганду» в РОСИЗО, создавалась в конце 1950-х годов для закупки и распределения произведений искусства по фондам провинциальных музеев.

За полвека центр расширил и не раз изменил свой функционал — так, из поставщика картин и скульптур он превратился в оператора международных выставочных проектов и создателя собственных, на основе коллекции с исторически сложившимся соцреалистическим уклоном. Особенно его деятельность оживилась с приходом на пост директора Зельфиры Трегуловой (в феврале 2015 года после назначения Трегуловой директором ГТГ ее сменила Татьяна Волосатова): сухая статистика говорит о 82 выставках в России и за рубежом, среди которых Малевич в лондонской Тейт Модерн и Русское палладианство. Палладио и Россия от барокко до модернизма в Музее Коррер в Венеции. Таким образом, поручение о создании «масштабных межинституциональных проектов», которым министр культуры Владимир Мединский напутствовал Трегулову при вступлении в должность, было выполнено. В то же время еще одно поручение — возвращение РОСИЗО функции закупок для музеев — планируется закрепить работой дирекции музейного фонда.

Как объяснил The Art Newspaper Russia директор департамента культурного наследия Министерства культуры РФ Михаил Брызгалов, суть реорганизации при сохранении ведомственного отдела музейного фонда — в передаче РОCИЗО технической части своих полномочий и отказе от дублирующих функций вроде оформления документов на временный вывоз произведений искусства за рубеж. Совсем уж новой эту инициативу не назовешь, по сути, она возрождает существовавшую при министре культуры Михаиле Швыдком одноименную структуру, но с рядом нюансов. Главный из них — невозможность исключать произведения искусства из музейного фонда РФ. «Все-таки есть функция, присущая только органу государственной власти, — исключение предметов из музейного фонда. Все боятся, что это делается для последующей продажи экспонатов, но примеров конкретных привести не могут, их не было и не будет», — сказал Брызгалов. Между тем в РОСИЗО планируют передать мониторинг международного арт-рынка для поиска важных для России произведений искусства и организацию работы экспертной комиссии по приобретению предметов в музейный фонд. Кстати, недавний опыт по привлечению в комиссию дилеров и антикваров Брызгалов назвал весьма пози­тивным, поскольку знание рынка помогло сэкономить немало средств из 1 млрд руб., выделенного на закупки в прошлом году.

Также в Минкультуры рассчитывают, что РОСИЗО разработает для музеев единый стандарт их деятельности и представит в виде методичек (например, по обеспечению безопасности музейного фонда). Сейчас, по словам Брызгалова, идет согласование штатного расписания, обсуждение и утверждение всех нюансов. «Сегодня мы предлагаем для работы в дирекции музейного фонда пять человек. Мне бы хотелось, чтобы их было 300. Но пять человек там и три здесь, в ведомстве, — уже лучше», — заключил чиновник.

В РОСИЗО создание дирекции музейного фонда комментировать не стали, сославшись на то, что официальных бумаг они еще не получали.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+