Бедняжка Эффи Грей! Когда Джон Рёскин сообщил матери, что хочет жениться, грозная матрона не стала возражать, ибо невеста «сможет подняться до твоего уровня вскоре после того, как станет твоей женой… Если ты, конечно, не будешь вести себя очень уж неразумно». Богатая событиями жизнь Эффи породила массу слухов вокруг роковой брачной ночи и шести мрачных лет, последовавших потом. В большинстве версий она представляется несчастной жертвой черствого мужа и его родителей.
Однако Роберт Браунвелл в книге Брак как неудобство: Юфимия Чалмерс Грей и Джон Рёскин доказывает: запустение брачного ложа Рёскинов связано не с волосами на лобке, якобы пугавших Рёскина, но с желанием критика избавиться от жены, втянувшей его в фиктивные отношения, дабы спасти финансовое положение своей семьи.
Более традиционных взглядов придерживается Сюзанн Фейдженс Купер, автор книги Effie Gray: the Passion Ate Lives of Effie Gray, Ruskin and Millais (Эффи Грей: бурные судьбы Эффи Грей, Рёскина и Милле), переиздание которой приурочено к выходу фильма, снятого по ее мотивам. Купер признает, что Эффи скорее восхищалась супругом, чем любила его. Эффи представлена здесь пострадавшей стороной — как женщина, решившаяся вырваться из своего положения и выйти замуж за Джона Эверетта Милле, от коего она впоследствии родит восьмерых детей.
Лейтмотивом новой книги о забытом прерафаэлите второго поколения также послужила тема преодоления стоящих на пути любви препятствий. Роберт Бейтман получил возможность жениться на любимой женщине только в 41 год, когда та овдовела. Это она изображена на портрете, украшающем обложку книги The Lost Pre-Raphaelite: the Secret Life & Loves of Robert Bateman (Потерянный прерафаэлит. Жизнь и любови Роберта Бейтмана) Найджела Дейли. Он реконструировал жизнь Бейтмана, извлекая из шкафа множество фамильных скелетов. Герой книги был членом группы художников «Поэзия без грамматики», выставлявшихся в галерее Дадли. Хотя большая часть произведений Бейтмана утеряна.
Воссоздать жизнь героини другой книги, Джейн Моррис, несколько проще, отчасти благодаря объемному тому ее переписки, изданному под заглавием The Collected Letters of Jane Morris (Собрание писем Джейн Моррис). Любовный треугольник, сложившийся между ней, Уильямом Моррисом и Данте Габриэлем Россетти, столь же знаменит, что и треугольник Эффи, Рёскина и Милле. Правда, письма, прочитать которые было бы интереснее всего, не сохранились: нет ни одного письма от Джейн к мужу и крайне мало писем от Джейн к Россетти, относящихся с пиковому периоду их отношений. В письмах, адресованных более позднему любовнику Уилфриду Скоуэну Бланту, мы видим уже зрелую даму. Задумчивое выражение лица Джейн на портретах авторства Россетти совпадает с меланхолией ее писем, но все же она далека от образа «молчаливой женщины», описанной Бернардом Шоу. Джейн наблюдательна, остроумна, у нее хороший слог. И хотя ее письма переполнены мелкими бытовыми подробностями, из них обнаруживается, например, что Джейн была страстной читательницей Александра Дюма.
Ее супруг Уильям находился в эпицентре самых радикальных эстетических споров того времени. Отголоски этих полемик прослеживаются в посвященной Моррису выставке Анархия и красота. Уильям Моррис и его наследие. 1860–1960 в Национальной портретной галерее, а также в сопровождающей ее одноименной книге Anarchy and Beauty: William Morris and his Legacy. 1860–1960. В ней основное внимание направлено на анализ и описание не жизни, но творчества Морриса, его значения как дизайнера, мыслителя и общественного активиста.
Effie Gray: the Passion 1te Lives of Effie Gray, Ruskin and Millais. Suzanne Fa gence Cooper. Duck worth Over look. 276 с. £8,99 (твердая обложка). На английском языке
The Lost PreRaphaelite: the Secret Life & Loves of Robert Bateman. Nigel Daly. Wilmington Square Books. 336 с. £25 (твердая обложка). На английском языке
Anarchy and Beauty: William Morris and his Legacy. 1860–1960. Fiona MacCarthy. National Portrait Gallery Publi cations. 184 с. £30 (твердая обложка). На английском языке
The Collected Letters of Jane Morris / Frank C. Sharon and Jan Marsh, eds. %e Boydell Press. 488 с. £100 (твердая обложка). На английском языке