18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Ольга Шишко, Андрей Паршиков: «Сегодня не историки, а художники должны бы создавать реальность»

Первого апреля в выставочном зале «Рабочий и колхозница» открывается выставка выпускников Открытой школы «Манеж/МедиаАртЛаб» «Помехи в порядке вещей». О том, можно ли из физика сделать художника, каковы перспективы у выпускников и у самой школы и в чем различия системы обучения в российских институтах современного искусства, Алёне Лапиной рассказали куратор выставки Андрей Паршиков и директор Открытой школы «Манеж/МедиаАртЛаб» Ольга Шишко.

Два года для того, чтобы превратить физика-теоретика в художника, достаточно? Ведь именно столько обучались ваши студенты в Открытой школе «Манеж/МедиаАртЛаб»?

Ольга Шишко: В 2013 году при наборе первого курса к нам пришли люди из разных областей; помимо портфолио, они сдавали творческий, очень непростой, экзамен и проходили собеседование. В первую очередь был важен их взгляд на мир, его подвижность. Мы очень хотели отобрать разных людей, создать некое альтернативное сообщество из художников, программистов, музыкантов, физиков, математиков. В их отношении к искусству, могу сказать, «нулевых» не было. Среди студентов были математик, поэт, физик, журналист, программист. За два года они научились у нас, мне кажется, очень многому и, понимая и чувствуя искусство, стали очень хорошими художниками.

Студентам за время обучения было предложено не только участие в групповых выставках школы, но и в проекте «Большие надежды» (это персональные выставки молодых художников и в итоге огромный проект в Центральном выставочном зале «Манеж» на 3 тыс. м2).

В чем принципиальное отличие Открытой школы «Манеж/МедиаАртЛаб» от других школ современного искусства: Школы фотографии и мультимедиа им. А.Родченко, Института «База», Института проблем современного искусства (ИПСИ)?

Андрей Паршиков: В преподавателях. Мы очень тщательно подходим к их выбору. Они у нас практически не пересекаются с другими школами. Ну и междисциплинарность. Потому что все-таки у каждой школы есть свое лицо. То есть ИПСИ — это ученики постструктуралистов, Школа Родченко — это такие немножечко панки с уклоном в фото и видео…

Ольга Шишко: Нас интересует пересечение жанров. Кто сказал, что сегодня авангард находится в современном искусстве, а не в театре и в музыке? Смотреть, что происходит вокруг, было одной из наших задач. И не только смотреть, но и обсуждать. Проекты режиссеров Дмитрия Волкострелова и Семена Александровского в театре или композиторов Дмитрия Курляндского и Владимира Раннева в музыке были для нас так же интересны, как и все, что происходило на арт-площадках.

Преподаватели, приглашаемые с мастерскими и лекциями, определяли или смыкали границы между современным искусством и театром, музыкой, кино. Курс был назван «Визуальный эксперимент», так как тема визуальности и перформативности сегодня (так же, как и в 1910-е, и в 1960-е) проходит не только внутри современного искусства. Мы отмечаем, что наиболее яркие вещи часто происходят и на других площадках.

Со студентами мы не будем пытаться выехать на мероприятия, которые не имеют отношения к современному искусству, такие как, например, Венецианская биеннале, а постараемся попасть туда, где тему сегодняшнего и будущего искусства вместе обсуждают журналисты, активисты, физики и художник (Transmediale, Ars Electronica и так далее). Проекты, которые родились в стенах школы за два года, очень разные: «Смерть Тарелкина», выпускные выставки, персоналки на «Больших надеждах», проекты в Никола-Ленивце, case study на Pro&Contra и «мокьюментари» в рамках «Медиа Форума». Нам постоянно задают один и тот же вопрос: как такие разнообразные проекты у вас получаются в стенах одной школы?

Можно ли по работам молодого художника сказать, какое учебное заведение он окончил: Школу Родченко, ИПСИ или Открытую школу «Манеж/МедиаАртЛаб»? Так сказать, определить по почерку?

Ольга Шишко: У нас очень много студентов, которые к нам пришли после ИПСИ, после Школы Родченко и после других художественных институций. Основной костяк школы — 25 человек. Все остальные приходили вольнослушателями и обучались первые полгода (школа-то открытая) — это еще около 80 человек. Но мы никого не пытались перевоспитать — может быть, только дать возможность увидеть эксперименты на границах, усилить восприятие других форм искусства. Внутри школы образовалось несколько групп, увлекшихся различными темами: исследованием границ цифрового искусства, тактильным кинематографом, «мокьюментарными» экспериментами…

Андрей Паршиков: Мне кажется, что почерк надо ставить не в школе. Все же у нас довольно консервативная система обучения в арт-школах. Существуют мастерские, то есть почерк мастера всегда видно. Всегда ты можешь увидеть, что этот человек занимался в мастерской Кирилла Преображенского, или Сергея Браткова, или Стаса Шурипы, — никуда от этого не деться. А у нас студент набирает по две-три мастерские, и ни в коем случае нельзя идти к одному мастеру. Чтобы как-то размыть диктат единого мастера.

Мне еще кажется: хорошо, что мастерские у нас не только художнические. Художник на художника все-таки имеет очень сильное влияние, а у нас мастерские были и кураторские, и теоретические. То есть студент мог пойти в мастерскую куратора и понять, как, например, в широком поле делается метавысказывание, а не просто какая-то узкая форма.

Ольга Шишко: Любой проект, который делался Манежем и «МедиаАртЛаб» на протяжении этих двух лет, становился площадкой для высказываний студентов. На симпозиуме Pro&Contra мы предлагали художникам показать свои проекты и сделать из этого case study, которые обсуждались совместно с Андреем Щербенком, Дмитрием Булатовым, Оливером Грау и другими. Тема «Медиа Форума» «Мокьюментари: недостаточно реальности», в обсуждение которой были включены студенты, сегодня прослеживается во многих проектах наших художников. И мне это нравится, потому что они работают как бы с «фейковой» историей. Мне кажется, это такая стратегия для художников сегодня — не агрессивная, но очень важная. Сегодня ведь не историки, а художники должны бы создавать реальность.

А у вас как у кураторов и руководителей этой замечательной школы есть представление, чем будут заниматься ваши художники в дальнейшем? Вот пройдет их выпускная выставка «Помехи в порядке вещей», а дальше что с ними будет?

Ольга Шишко: Я считаю, что надо пока присмотреться. До лета есть время. Бросать этот выпуск в свободное плавание еще рано: у каждого в арсенале должна быть персоналка и участие в крупном международном проекте. Мы уже делаем шаги в этом направлении: отправляем видеопрограммы на киновидеофестивали, готовим проект в Вене, возможно, что-то сделаем в Италии, то есть у нас есть пожелания выступить на разных художественных пространствах с различными медиа, с различными стратегиями.

Андрей Паршиков: Сейчас все же хочется сконцентрироваться пока на выпускниках, для того чтобы показать миру, что школа эта была не зря. МВО «Манеж» стал незаменимым партнером, благодаря которому студенты получили возможность не только чему-то научиться, но и представить свои проекты на одной из самых важных выставочных площадок Москвы. За это отдельное спасибо «Манежу», особенно его генеральному директору Ирине Толпиной, ведь не так много институций, которые готовы вкладываться в будущее экспериментальной художественной сцены.

Ольга, вы недавно покинули пост заместителя генерального директора Музейно-выставочного объединения «Манеж». Это как-то повлияет на судьбу Открытой школы «Манеж/МедиаАртЛаб»? Будет ли следующий набор? Если будет, то когда?

Ольга Шишко: Пока точно есть желание восстановить базу данных «МедиаАртЛаб», потому что мы все-таки обладаем уникальным опытом и материалами по междисциплинарным практикам, база данных формировалась начиная с 1995 года. Сейчас настало время переосмыслить материалы, которые есть. И старые студенты, и новые, кто готовится к поступлению, могут пройти дистанционный курс интернет-образования. Ну и, безусловно, будут продолжаться точечные образовательные стратегии на тему перформативности, которые сегодня актуальны. Будут ли это отдельные мастерские или конкретный набор на два года, пока не знаю. Это подвижная система, вопрос о которой мы сейчас решаем, она зависит от того, что вообще в стране будет. Можно ли сегодня брать ответственность на два года вперед, тоже не знаю. Но школа продолжит свое существование, несмотря ни на что. Хорошо, что практика работы с разными медиа научила нас всех многому.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+