На выставку Ключи к страсти приглашены шедевры из крупнейших музеев мира. Пит Мондриан, Казимир Малевич, Марк Ротко, Фернан Леже, Франсис Пикабиа, Эдвард Мунк, Отто Дикс, Альберто Джакометти и другие классики съедутся в Париж из Эрмитажа, ГМИИ им. Пушкина, Русского музея, Центра Помпиду, лондонской Тейт Модерн, нью-йоркских MoMА и Музея Гуггенхайма, Музея современного искусства Лос-Анджелеса и цюрихского Кунстхауса. Это что-то вроде мирового художественного саммита, гастролей лучших теноров от искусства, арт-дайджест XX века.
Для французов главная интрига здесь — участие Крика Эдварда Мунка: эту работу до сегодняшнего дня не выпускали за пределы Норвегии. С 1893 по 1910 год Мунк возвращался к этому сюжету как минимум четыре раза. Одна из этих картин — в частной коллекции (в 2012 году ушла с молотка на Sotheby’s за рекордные $11,992 млн). Другая, написанная маслом, хранится в норвежском Национальном художественном музее, и две (масло и пастель) — в Музее Мунка в Осло.
Шедевр Мунка попадал и на страницы криминальной хроники: первая громкая кража случилась в 1994-м, вторая — спустя ровно десять лет. Картины отыскали, но норвежские власти и музейное начальство решили больше не рисковать и посадили Крик под замок. Исключения не было сделано даже для масштабной ретроспективы художника в Центре Помпиду в 2011-м, а вот директору Фонда Louis Vuitton Сюзанн Паже удалось договориться с Музеем Мунка: в Париж едет последняя версия картины, 1910 года.
Свой ключ ей удалось подобрать и к директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому, который в разгар туристического сезона отпустил на гастроли один из главных хитов музея — Танец (1910) Матисса. Грандиозное панно, созданное по заказу коллекционера Сергея Щукина в Париже не видели лет 15. Прежде чуть ли не каждый выезд Танца сопровождался судебным иском от внука Щукина, француза Андре-Марка Делок-Фурко. Потомок коллекционера призывал суды то Рима, то Лондона признать его права на картины из собрания деда, которые, как он считал, были похищены большевиками в 1918–1920 годах. Из других важных гастролеров — Строители с алоэ Фернана Леже из ГМИИ им. А.С.Пушкина, четыре Малевича из Русского музея, Три женщины за красным столом (1921—1922) Фернана Леже из MoMA и Номер 46 (Черный, охра, красный на красном) Марка Ротко из Музея современного искусства Лос-Анджелеса. Словом, тем, кто сетовал на цену билета (мол, €14, даже в Лувре дешевле!), теперь возмущаться не придется.