Ив Бувье был задержан на 72 часа 25 февраля в Монако, куда он приехал для заключения сделки по продаже картины. Швейцарцу предъявили обвинения в махинациях с ценами на произведения искусства. Потерпевшая сторона в деле — российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев, который приобретал у Бувье работы Пабло Пикассо, Поля Гогена, Эдгара Дега и Леонардо да Винчи. Позднее Бувье был отпущен на свободу, но в марте суд Сингапура, где предприниматель в последнее время живет постоянно, постановил заморозить активы швейцарского бизнесмена, включая принадлежащие ему доли в компаниях, стоимостью от $500 млн. Кроме того, суд потребовал сдать на хранение картину Марка Ротко, которую Бувье собирался продать Рыболовлеву.
Ив Бувье — владелец женевской компании Natural Le Coultre, специализирующейся на услугах транспортировки и хранения произведений искусства. Ему принадлежат фрипорты в Женеве, Цюрихе, Сингапуре — и совсем свеженький, с помпой открытый прошлой осенью, в Люксембурге. Другая компания Бувье, Art Culture Studio, занималась организацией первых пяти Международных салонов изящных искусств в Москве, с 2004 по 2008 год.
Прецедент
К тюремному сроку за мошенничество при перепродаже картин приговорен немецкий арт-дилер Хельге Ахенбах. Он получил около €18 млн, продавая «по завышенным ценам» картины Пабло Пикассо, Оскара Кокошки и Герхарда Рихтера, а также винтажные автомобили Бертольду Альбрехту, ныне покойному владельцу сети супермаркетов Aldi. Хельге Ахенбах был постоянным арт-консультантом бизнесмена, в обязанности которого (вполне традиционно) входил не только поиск работ, но и договоренности с галереями-продавцами о возможно низких ценах. За работу он получал (также традиционно) комиссионные — иногда 3%, иногда 5%. Однако в ходе расследования выяснилось, что дилер объявлял покупателю более высокие цены, чем просили продавцы, и даже подделывал для этого счета из галерей — и клал разницу в карман. Татьяна Маркина
В интервью швейцарской газете Le Temps арт-дилер рассказал, что блестящее собрание Дмитрия Рыболовлева появилось благодаря его участию. Бувье предположил, что обвинения были сфабрикованы, чтобы запугать его и заставить отказаться от денег за картину Ротко. В ответ на обвинения в том, что Бувье продал Рыболовлеву картину Модильяни Обнаженная на голубой подушке за $118 млн, хотя ее владелец получил лишь $93,5 млн, швейцарец заявил: «Мы никогда не обговаривали мою комиссию. Он хотел картину и был готов выложить за нее определенную сумму, вот и все».
Бывший владелец «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев (состояние $8,5 млрд) обладает внушительным собранием импрессионистов и постимпрессионистов, оцениваемым приблизительно в $1 млрд. Весной 2014 года женевский суд присудил половину его состояния, $4,5 млрд, экс-супруге Елене. Именно в ходе бракоразводного процесса стал известен масштаб коллекции Рыболовлева.
Денис Белькевич
Специалист по экономике искусства и менеджменту коллекций
История юридического противостояния олигарха Дмитрия Рыболовлева и инвестора Ива Бувье ежедневно обрастает новыми фактами и к моменту выхода материала наверняка получит развитие. Мы же поговорим о другом: чьи интересы могут стоять за конфликтом и какие последствия для мирового арт-рынка возымеет данная претензия?
Немного из истории вопроса. Сэнди Хеллер, советник американского коллекционера Стивена Коэна, в приватной беседе рассказал российскому коллекционеру Дмитрию Рыболовлеву о «таинственном покупателе», который приобрел у Коэна работу Амедео Модильяни за $93,5 млн (опустим этическую сторону действий советника, нарушившего конфиденциальность клиента). «Таинственным покупателем» оказался сам россиянин, потративший на совершение сделки $118 млн. Посредником, осуществлявшим сделку со стороны Рыболовлева, оказался Ив Бувье, по совместительству владелец крупнейшей в мире сети фрипортов.
На последней конференции Deloitte Art & Finance, прошедшей в начале марта в Нью-Йорке, каждый второй докладчик упоминал имя Бувье всуе. Оно и понятно: Deloitte является партнером фрипортов по многим вопросам. Во время перерыва на ланч (самое интересное на подобных мероприятиях происходит именно там) было высказано интересное кулуарное мнение: руками отдельно взятого русского умело развязана война между коллекционерами и продавцами искусства.
В претензии к действиям Бувье фигурирует следующее: продажа по завышенной цене и подделка сертификатов соответствия на работы. Начнем с цены. На рынке известно правило: произведение искусства стоит столько, сколько за него готов заплатить покупатель. Тот, кто не готов платить избыточную наценку на аукционах, обращается к арт-дилерам — коллекционер, для которого важнее залоговая и социальная составляющие покупки, будет до седьмого пота бороться на публичных торгах. Открытие ведущими домами отделов частных продаж — взаимовыгодный шаг навстречу коллекционерам. Ив Бувье не монополист на рынке предложений, следовательно, ультимативно диктовать цену не мог: за сколько договорились, столько и получил. Вопрос к консультантам нового владельца: они куда смотрели?
Продавцы искусства всегда будут недолюбливать коллекционеров (за наличие у тех денег) и никогда не признают очевидного: коллекционер — самая значимая фигура на рынке. Те, в свою очередь, не перестанут подозревать продавцов искусства в «элегантном мошенничестве». В семейных отношениях, очень напоминающих подобную структуру, давно существует брачный контракт. Теперь такой договор хотят раз и навсегда составить коллекционеры.