Первая ретроспектива мастера венгерской реалистической школы Михая Мункачи в ГМИИ им. А.С.Пушкина, вернувшиеся на родину картины нонконформиста Игоря Вулоха в Фонде культуры «Екатерина», шедевры Лоренцо Лотто и Огюста Ренуара в Эрмитаже.
Венгерский классик Михай Мункачи (1844–1900) современному российскому зрителю практически не известен, хотя в свое время был очень популярен и ценим в России. За «верность реализму» его высоко ценил влиятельнейший тогда художественный критик Владимир Стасов, а за колоризм — сам Илья Репин. Мункачи учился в лучших в Центральной Европе художественных академиях Мюнхена и Дюссельдорфа, затем, как и многие художники, во второй половине XIX века приехал в Париж, где изучал работы любимых им барбизонцев, но не избежал влияния и новаторской на тот момент техники импрессионистов, оставаясь, однако, верным традициям реалистической школы в живописи. Более 20 полотен Мункачи с жанровыми и историческими сюжетами привезены на выставку в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина из Национальной галереи Венгрии и крупнейшей частной коллекции венгерской живописи Имре Пакха. Помимо работ венгерского классика, в экспозицию включены произведения его современников — русских художников, близких ему по темам, духу и живописному языку. До 28 июня.
Творчество Игоря Вулоха (1938–2012), одной из самых заметных фигур в советском неофициальном искусстве 1960–1980-х, не было обделено вниманием ни при жизни, ни после кончины художника. Его персональные выставки начиная с 1980-х проходили в ведущих московских и зарубежных галереях и музеях, его работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, во многих частных коллекциях, как отечественных, так и иностранных. Последняя большая ретроспектива Вулоха прошла в 2013-м в Московском музее современного искусства. На выставке в Фонде культуры «Екатерина» представлены 43 работы художника, судьба которых драматична. После выставки за рубежом в начале 1990-х они надолго застряли в одной берлинской галерее и смогли вернуться на родину только сейчас, благодаря усилиям семьи художника. Отсюда и название выставки — «Игорь Вулох. Репатриация». Путь Вулоха в искусстве начался в середине 1950-х. Его зимний пейзаж, в 1957 году выставленный в Манеже, заслужил похвалу таких непререкаемых авторитетов, как Сергей Конёнков и Константин Юон. Однако в 1960-е Вулох сблизился с кругом неофициальных художников и перешел к абстракции, отталкивающейся от пейзажных впечатлений и построенной на тонких ритмах формы и цветовых градаций. До 19 апреля.
Государственный Эрмитаж продолжает свою серию «Шедевры музеев мира в Эрмитаже», выставляя по одной картине из какого-нибудь крупного музея. На этот раз их целых две. Первая — это алтарная композиция одного из крупнейших венецианских мастеров Ренессанса Лоренцо Лотто (1480–1556) «Мадонна на троне со св. Екатериной, св. Августином, св. Себастьяном и св. Антонием Аббатом», привезенная из церкви Санто Спирито в Бергамо (до 21 июня). В экспозиции она представлена рядом с «Портретом супругов» Лотто из эрмитажного собрания и в окружении предметов декоративно-прикладного искусства, точь-в-точь повторяющих те, что на картине из церкви Санто Спирито. Второй шедевр — «Бал в Мулен де ла Галетт» Огюста Ренуара из Музея Орсе в Париже, очень редко покидающий его стены (до 7 июля). Это самая крупная и многофигурная композиция знаменитого мастера, над которой он работал в течение всего лета 1876 года и исключительно на пленэре. Его младший брат Эдмон Ренуар в 1879 году так описывал работу художника над «Балом»: «Он поселился там на полгода, перезнакомился со всем тамошним мирком и его особой жизнью, которой не передали бы никакие натурщики, и, вжившись в атмосферу этого популярного кабачка, с ошеломляющим подъемом изобразил царящую там бесшабашную суматоху».