Автопортрет Антониса ван Дейка, нидерландского живописца и графика, десять лет назад объявили копией, сейчас выставляется в Институте искусств Миннеаполиса, что в штате Миннесота, как оригинал. Картина, прошедшая экспертизу, без шумихи появилась в экспозиции музея в феврале, ее предоставил на выставку коллекционер с Западного побережья. В приложенном к портрету заключении экспертизы, проведенной для владельца, утверждается, что работу датировали 1629 годом четверо ведущих специалистов по творчеству художника: Сьюзан Барнс, одна из авторов каталога-резоне ван Дейка 2004 года, Кристофер Браун, бывший директор Музея Ашмола в Оксфорде, Дэвид Яффе, бывший главный куратор Национальной галереи в Лондоне, и Малколм Роджерс, собирающийся в отставку директор Музея изящных искусств в Бостоне. С результатами экспертизы согласен Патрик Нун, глава отдела живописи миннеаполисского музея.
Работа представляет особую важность, потому что это автопортрет — образ, в котором художник хотел остаться в памяти потомков. Офорт картины в 1630 году был помещен на фронтиспис графического сборника ван Дейка Иконография. Покойный Оливер Миллар, один из авторов каталога-резоне 2004 года, отверг работу, предположив, что это «очень ранняя копия». Он-то и выдвинул версию о том, что оригинал утрачен.
Когда 12 мая 2012 года автопортрет был выставлен на торгах аукционного дома Lempertz в Кельне, в каталоге он фигурировал как «копия автопортрета ван Дейка». Эстимейт был определен в рамках €30–40 тыс., а в итоге картина принесла €512 тыс., и двое претендентов, отчаянно бившихся за нее, явно были уверены в том, что это настоящий ван Дейк. Анонимный покупатель подновил картину, а также собрал аргументы, чтобы доказать, что это оригинал. Стоимость полотна составляет приблизительно £10 млн — по крайней мере такую сумму в прошлом году Национальная портретная галерея в Лондоне за автопортрет художника (1640–1641).
Работа с выставки в Миннеаполисе, согласно документам, в середине XIX века принадлежала английскому землевладельцу Роберту Холфорду из Уэстонберта — он официально считается первым владельцем. Перед тем как попасть на аукцион Christie’s в 1957 году, картина сменила нескольких владельцев, а затем отправилась в одну из частных коллекций в Швейцарию, а после в Германию. И до 2004 года, пока не вышел каталог-резоне ван Дейка, она приписывалась мастеру. Время, неудачные реставрации и старый слой лака сделали свое черное дело: изображение стало практически неразличимым, но теперь, после того как автопортрет был бережно очищен, мастерство исполнения бросается в глаза. При рассматривании картины в инфракрасном излучении видны многочисленные авторские pentimenti — изменения и исправления, внесенные художником, что доказывает подлинность портрета.
Лондонский арт-дилер Филипп Моулд признался, что тоже «участвовал в экспертизе и реставрации» работы.
Много путаницы вызвала золотая цепь на шее ван Дейка. Миллар считал, что ее в 1633 году подарил художнику Карл I, что породило ряд дискуссий, потому что эта манера письма нетипична для английского периода ван Дейка. А недавно удалось выяснить, что на самом деле цепь была преподнесена художнику эрцгерцогиней Изабеллой в декабре 1628 года, когда ван Дейк работал в Антверпене. Стилистически картина гораздо лучше вписывается в этот период. До недавнего времени считалось, что художник драпируется в плащ, однако после реставрации стало видно, что ван Дейк, напротив, гордо распахивает его, демонстрируя драгоценный подарок на шее.
За 400 лет картина выставлялась всего один раз, в лондонской галерее Agnew’s в 1968 году. В Миннеаполисе она будет экспонироваться до 2017 года.