18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

У вологодских музеев возникли трудности

Вологодский государственный музей-заповедник и его филиалы перешли на сокращенный график работы, а Вологодская областная картинная галерея готовится переехать из Воскресенского собора.

Областной бюджет сократил субсидии для музеев Вологды. Из-за этого все институции Вологодского государственного музея-заповедника перейдут на сокращенный график работы. На сайте городских и областных новостей «НьюсВО» дана ссылка на сообщество заповедника в соцсети «ВКонтакте», где уже размещено новое апрельское расписание.

Экспозиции и выставки теперь с четверга по воскресенье открыты только до 17:00. Это касается как самого Вологодского кремля, так и «Мира забытых вещей», дома купца Самарина (выставочный комплекс «Вологда на рубеже XIX–XX веков»), Петровского домика (Дом-музей Петра I), Музея кружева и музея «Вологодская ссылка». Первые три дня недели — выходные. Правда, есть и исключения: такой филиал, как «Литература. Искусство. Век ХХ», а также Дом-музей А.Ф.Можайского не работают еще и в воскресенье.

Изменение режима работы — вынужденная мера. Как рассказал директор музея-заповедника Александр Суворов, проблемы с бюджетом Вологодской области не могли не отразиться и на музеях.

«Чтобы сохранить сотрудников и оптимизировать работу музеев, пришлось сократить дни посещений. Речь пока идет о двух весенних и двух осенних месяцах. При этом было выбрано время, пользующееся меньшей популярностью. Ведь мы стараемся получать прибыль от продажи билетов. Мы и рады бы пускать бесплатно, как, например, это делает Британский музей, но все упирается в финансирование. Наши музеи все-таки продолжают работать, мы готовим новые экспозиции. И надеемся, что по-прежнему будем интересны нашим посетителям», — объяснил причины нововведений Александр Суворов в интервью «НьюсВО».

Кстати, 2 апреля, как обычно в каждый первый четверг месяца, школьники и студенты побывали в музеях бесплатно. А колокольня, куда раньше начинали пускать с 1 мая, теперь открыта в хорошую погоду в выходные дни.

Изменение графика работы не единственная проблема вологодских музеев. В скором времени тяжелые дни могут настать для Вологодской областной картинной галереи (ВОКГ), расположенной в Воскресенском соборе. Несмотря на то что пока официальных запросов о возвращении здания под юрисдикцию Русской православной церкви не поступало, сотрудникам галереи стало известно о закрытых переговорах между губернатором, представителями митрополии и Росимущества. Почему все происходит в тайне, директору музея Владимиру Воропанову, непонятно. «Департамент культуры собирал информацию о Воскресенском соборе. Я спросил зачем. Сказали, что будет встреча. „А меня приглашают?“ — „Нет. Собирается только руководство“. То есть мы — люди, которые жизнь положили на это, и наше мнение даже не интересно», — говорит он.

Любовь Соснина, главный хранитель картинной галереи, объясняет, что переезд — процесс долгий и трудоемкий, возможный лишь на определенных условиях. «Если переезжать, то нам в первую очередь нужно знать куда. Нам же нужно перевозить фонды. Это десятки тысяч экземпляров — и не только картины, но еще и декоративно-прикладное искусство, стекло, фарфор, скульптуры. Все они разномасштабные, их нужно соответствующим образом подготовить, упаковать. Недаром говорят, что переезд — это второй пожар. Это займет у нас не менее двух месяцев, а подготовка нового помещения — не менее полугода. Более того, нужно решить, где будет главный выставочный зал. Нужно, чтобы это был центр города. Ведь если нам предложат место, например, в Прилуках — ну кто туда поедет смотреть картины?» — сетует она.

Как стало известно «НьюсВО», Воскресенский собор все-таки вернут РПЦ. Сейчас идет работа по подготовке документов о передаче здания церкви. Когда решение будет принято, у картинной галереи будет достаточно времени, чтобы подготовиться к переезду. Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», так называемый закон о реституции имущества церкви, дает на это шесть лет. В России уже есть примеры того, как этот закон работает. Например, музейный комплекс «Новый Иерусалим» в Подмосковье с 2014 года функционирует в новом здании в непосредственной близости от монастыря, который перешел к РПЦ.

Вологодская областная картинная галерея работает в здании Воскресенского собора, памятника архитектуры XVIII века, с середины 1950-х годов. Музей обладает прекрасными коллекциями классической западной и русской живописи, гравюры и графики, экслибриса и декоративно-прикладного искусства. В ВОКГ есть и большой, постоянно пополняемый отдел современного русского искусства. Недавно на большую ретроспективу Владимира Вейсберга «Влюбленный в классическое искусство. Живопись и графика из российских музеев и частных собраний», проходившую этой весной в московском фонде IN ARTIBUS, привезли в том числе 33 работы художника из вологодского собрания. Сейчас в Интернете идет сбор подписей в защиту картинной галереи.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+