18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

В столице Саудовской Аравии откроются художественные выставки из разных стран

№32
Материал из газеты

Культурный центр короля Абдель Азиза стремится стать на Ближнем Востоке главным выразителем «мягкой силы»

Королевство Саудовская Аравия укрепляет культурные связи с западными музеями, о чем свидетельствует строительство культурного центра принадлежащей государству нефтяной компании Saudi Aramco. Ее международными партнерами стали Британский музей и Музей естественной истории в Лондоне, Центр Помпиду в Париже, а теперь и Художественный музей округа Лос-Анджелес (LACMA).

В начале этого года LACMA сообщил, что для проведения выставки, приуроченной к открытию Центра мировой культуры короля Абдель Азиза, все еще строящегося в городе Дахране на востоке страны, временно предоставит свыше 130 экспонатов из своей коллекции исламского искусства.

Обширный комплекс возводится компанией Saudi Aramco неподалеку от ее нефтяного музея и «Скважины преуспевания», национального памятника, маркирующего место, где впервые в королевстве нефть обнаружили в коммерческих количествах. Постройка центра, проект здания которого разработан норвежской фирмой Snøhetta, по сообщениям строительно-проектировочной компании Уолтера П. Мура из Техаса, консультировавшей арабов по вопросам строительства, обойдется в $400 млн.

Здание включает подземную библиотеку и архивы, пространство для перформансов на первом этаже и Башню знаний. В центре будут проводиться передвижные выставки и разместится музей с четырьмя галереями. «Здесь будут организованы национальные и международные выставки, исследующие современное искусство Саудовской Аравии, ее богатую социальную историю, все еще скрытые тайны древней цивилизации Аравийского полуострова».

Одна галерея, Funoon (Искусства), будет посвящена современному искусству Ближнего Востока, в другом выставочном пространстве, Ajyaal (Поколения), представят выставки, «исследующие саудовскую идентичность — прошлое, настоящее и будущее». В новом комплексе разместится первый в стране публичный кинотеатр и театр. Международный консультант музея Гейл Декстер Лорд сказал, что центр «станет одним из немногих мест, которые, помимо торговых центров, мужчины и женщины смогут посещать вместе. Учитывая, что этот культурный центр способствует политике открытия общества, это будет двигатель „мягкой силы“».

Центр мировой культуры короля Абдель Азиза не планирует собирать собственную коллекцию и «стремится обратиться к молодым зрителям». Выставка LACMA будет экспонироваться два года. Центром экспозиции является Дамасская комната XVIII века, включающая инкрустированный каменный стенной фонтан, приобретенный музеем в прошлом году.

В ответ на вопрос о том, получит ли LACMA плату за предоставляемые работы, Линда Комарофф, глава ближневосточного отдела музея, сообщила: «Контракт в этом случае такой же, как и у любой другой временной выставки из постоянной коллекции LACMA. Заемщик оплачивает все расходы по перевозке и вносит плату за организацию выставки, а не за ее аренду. Мы создаем для них выставку, предоставляем каталог, этикетки, дидактику, видео для Дамасской комнаты и так далее. Мы не относимся к этому заемщику как-то иначе по сравнению с другими учреждениями, за исключением продолжительности выставки».

«В противоположность тому, что думают многие, не все связано с деньгами. Мы хотим, чтобы исламская коллекция путешествовала, чтобы наши собрания стали известнее на международном уровне и чтобы мы могли разделить их с публикой, у которой нет иного доступа к этому типу искусства…» — говорит Комарофф.

Есть планы включить в выставку небольшой раздел о влиянии исламского искусства на Европу, чтобы отразить ее «интернационализм». Сюда могут войти текстильные изделия османского стиля из Италии и пара навеянных мамлюкским стилем ваз Брокара.

Центр сотрудничает и с Музеем естественной истории в Лондоне, помогающим организовать раздел Rihlaat (Поездки), где посетители смогут увидеть раскопки пустыни под зданием. Британский музей назначил куратора проекта, формирующего временные выставки к открытию центра в следующем году. «Мы поддержим центр вводными выставками в его галереях Funoon и Ajyaal по темам каллиграфии и саудовской культуры и наследия», — сообщила представительница Британского музея.

Представитель Центра Помпиду рассказал о «неофициальных» связях с Центром короля Абдель Азиза, обеспечивающих его сотрудникам обучение в Париже. В 2013 году работы Пабло Пикассо, Александра Калдера и Ива Кляйна из Бобура включили в выставку компании Saudi Aramco в Дахране.

По мере усиления сотрудничества с Саудовской Аравией западные музеи столкнулись с ростом требований высказаться о состоянии прав человека в консервативном королевстве. На момент поступления материала в печать блогер Раиф Бадави получил первый из тысячи ударов плеткой, являющийся частью наказания за создание сайта, посвященного свободе слова.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+