18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фрески Андрея Рублева отреставрируют

Об этом на церемонии вручения премии нашей газеты в Манеже заявила Светлана Мельникова, гендиректор Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Принимая награду в номинации «Реставрация года», присужденную за реставрацию фресок Гурия Никитина в Спасо-Преображенском соборе суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, Светлана Мельникова, вспомнив слова Пушкина («без денег-то и счастья нет»), рассказала, что реставрационный процесс на этом не окончен: на очереди реставрация и консервация фресок Успенского собора, одного из главных символов Владимирской земли, авторство которых безусловно принадлежит Андрею Рублеву. Именно здесь, помимо прочего, сохранилась самая объемная работа художника — фреска «Страшный суд».

Выступая в Манеже, Светлана Мельникова официально сообщила о старте реставрационных работ в Успенском соборе. Они в постоянно действующем храме еще только начались, а до этого сотрудниками Владимирреставрации, выигравшей тендер на их проведение, детально разрабатывалась методика восстановления росписей с соблюдением температурно-влажностного режима. Сложности с этим важнейшим аспектом, обеспечивающим максимальную сохранность памятника, не могли разрешить несколько десятков лет.

Ученые, впрочем, работают здесь не только с фресками Андрея Рублева, который, как известно, пришел как раз заново расписывать уже существовавший собор. В первую очередь реставраторы укрепили (методика требует укреплять живописный слой одним единственным способом — сверху вниз) первоначальный слой живописи 1161 года на стенах Андреевского храма (так называется внутреннее пространство Успенского собора). Потом были укреплены фрагменты растительного орнамента 1189 года.

TANR выяснила, что ни о каких сенсационных открытиях речи не идет: новонайденных живописных фрагментов Андрея Рублева, о которых бы раньше не знали искусствоведы, не существует. Когда в Успенском соборе начался этот двухгодичный реставрационный цикл, для удобства работ с резных деталей иконостаса удалили внушительный слой копоти и пыли. Для того чтобы избавиться от четырехсантиметровой грязи, накопившейся за столетия, некоторые иконы, под которыми сохранилась живопись XII века, сняли.

«Андрей Рублев, работая в соборе, помимо фресок, сделал иконы и для алтарной преграды, — объясняет Светлана Мельникова. — Этот иконостас был организован таким образом, чтобы роспись на столбах с фресками XII века оставалась открытой людям. Более того, прямо на этих столбах Андрей Рублев добавил еще и свои росписи. Позже, уже в XVIII веке, обветшавший собор посетила императрица Екатерина II, приказав вернуть храму утраченную красоту. Иконостас Андрея Рублева разобрали, иконы раздали реставраторам за труды, а новый иконостас закрыл собой старую живопись XII века».

По ее словам, о невидимой миру росписи никто никогда не забывал, правда, этих фресок не видели за слоем копоти и пыли уже 40 лет, с тех самых времен, когда реставраторы работали в храме в последний раз. Параллельно очищению иконостаса, примерно до 25 мая, будет идти работа в северной части собора, где в люнетах за хорами находятся фрагменты двух многофигурных рублевских композиций («Жертвоприношение» и «Введение во Храм»), которые не видят ни прихожане, ни туристы.

Нужно ли возвращать на место иконы, снятые на время восстановления с привычных мест, в музее-заповеднике еще не решили. Последнее слово останется за научно-методическим советом, в который входят ученые, представители Русской православной церкви, чиновники Министерства культуры РФ. Конечно, видеть «новые» фрески Андрея Рублева не только приятно, но и важно. Однако, «если мы решаем оставить фрески на виду, их также нужно укреплять и реставрировать, а на них деньги от Минкульта не выделены», объяснила Светлана Мельникова.

Во сколько обойдется реставрация живописи XII века, музейщикам еще предстоит посчитать: в двухлетний реставрационный план эти работы не входят. Всего по программе «Культура России», в рамках которой произойдет обновление росписей и икон Успенского собора, будет истрачено 28 млн руб.

«Деньги, которые нам уже выделены, целенаправленно идут на реставрацию живописи 1161, 1189, 1408 годов, Андрея Рублева и вот этого небольшого фрагмента XVII века. У нас еще есть фрагмент XIII века в южной галерее, — говорит руководитель реставрационной группы ОАО «Владимирреставрация» Людмила Балыгина, которая вместе с мужем начинала процесс восстановления фресок Гурия Никитина в далеком 1968 году. На церемонии награждения TANR она вышла на сцену и разделила премию вместе со Светланой Мельниковой.

Принимая приз, Светлана Мельникова так подытожила вклад своих сотрудников в дело восстановления памятников древнерусского искусства: «Существует понимание того, что фрески — это одежда храма. Когда она ветшает, ее нужно менять. Не думаю, что древние изографы были уверены в том, что их работы будут жить в веках. Но есть такая профессия — побеждать время».

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+