Принимая награду в номинации «Реставрация года», присужденную за реставрацию фресок Гурия Никитина в Спасо-Преображенском соборе суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, Светлана Мельникова, вспомнив слова Пушкина («без денег-то и счастья нет»), рассказала, что реставрационный процесс на этом не окончен: на очереди реставрация и консервация фресок Успенского собора, одного из главных символов Владимирской земли, авторство которых безусловно принадлежит Андрею Рублеву. Именно здесь, помимо прочего, сохранилась самая объемная работа художника — фреска «Страшный суд».
Выступая в Манеже, Светлана Мельникова официально сообщила о старте реставрационных работ в Успенском соборе. Они в постоянно действующем храме еще только начались, а до этого сотрудниками Владимирреставрации, выигравшей тендер на их проведение, детально разрабатывалась методика восстановления росписей с соблюдением температурно-влажностного режима. Сложности с этим важнейшим аспектом, обеспечивающим максимальную сохранность памятника, не могли разрешить несколько десятков лет.
Ученые, впрочем, работают здесь не только с фресками Андрея Рублева, который, как известно, пришел как раз заново расписывать уже существовавший собор. В первую очередь реставраторы укрепили (методика требует укреплять живописный слой одним единственным способом — сверху вниз) первоначальный слой живописи 1161 года на стенах Андреевского храма (так называется внутреннее пространство Успенского собора). Потом были укреплены фрагменты растительного орнамента 1189 года.
TANR выяснила, что ни о каких сенсационных открытиях речи не идет: новонайденных живописных фрагментов Андрея Рублева, о которых бы раньше не знали искусствоведы, не существует. Когда в Успенском соборе начался этот двухгодичный реставрационный цикл, для удобства работ с резных деталей иконостаса удалили внушительный слой копоти и пыли. Для того чтобы избавиться от четырехсантиметровой грязи, накопившейся за столетия, некоторые иконы, под которыми сохранилась живопись XII века, сняли.
«Андрей Рублев, работая в соборе, помимо фресок, сделал иконы и для алтарной преграды, — объясняет Светлана Мельникова. — Этот иконостас был организован таким образом, чтобы роспись на столбах с фресками XII века оставалась открытой людям. Более того, прямо на этих столбах Андрей Рублев добавил еще и свои росписи. Позже, уже в XVIII веке, обветшавший собор посетила императрица Екатерина II, приказав вернуть храму утраченную красоту. Иконостас Андрея Рублева разобрали, иконы раздали реставраторам за труды, а новый иконостас закрыл собой старую живопись XII века».
По ее словам, о невидимой миру росписи никто никогда не забывал, правда, этих фресок не видели за слоем копоти и пыли уже 40 лет, с тех самых времен, когда реставраторы работали в храме в последний раз. Параллельно очищению иконостаса, примерно до 25 мая, будет идти работа в северной части собора, где в люнетах за хорами находятся фрагменты двух многофигурных рублевских композиций («Жертвоприношение» и «Введение во Храм»), которые не видят ни прихожане, ни туристы.
Нужно ли возвращать на место иконы, снятые на время восстановления с привычных мест, в музее-заповеднике еще не решили. Последнее слово останется за научно-методическим советом, в который входят ученые, представители Русской православной церкви, чиновники Министерства культуры РФ. Конечно, видеть «новые» фрески Андрея Рублева не только приятно, но и важно. Однако, «если мы решаем оставить фрески на виду, их также нужно укреплять и реставрировать, а на них деньги от Минкульта не выделены», объяснила Светлана Мельникова.
Во сколько обойдется реставрация живописи XII века, музейщикам еще предстоит посчитать: в двухлетний реставрационный план эти работы не входят. Всего по программе «Культура России», в рамках которой произойдет обновление росписей и икон Успенского собора, будет истрачено 28 млн руб.
«Деньги, которые нам уже выделены, целенаправленно идут на реставрацию живописи 1161, 1189, 1408 годов, Андрея Рублева и вот этого небольшого фрагмента XVII века. У нас еще есть фрагмент XIII века в южной галерее, — говорит руководитель реставрационной группы ОАО «Владимирреставрация» Людмила Балыгина, которая вместе с мужем начинала процесс восстановления фресок Гурия Никитина в далеком 1968 году. На церемонии награждения TANR она вышла на сцену и разделила премию вместе со Светланой Мельниковой.
Принимая приз, Светлана Мельникова так подытожила вклад своих сотрудников в дело восстановления памятников древнерусского искусства: «Существует понимание того, что фрески — это одежда храма. Когда она ветшает, ее нужно менять. Не думаю, что древние изографы были уверены в том, что их работы будут жить в веках. Но есть такая профессия — побеждать время».