Город трех революций сотрясают социальная графика Вики Ломаско про ВИЧ и бунтарское детство от Ирины Дрозд. Но все это умиротворяют декоративные деревья и птицы Ольги Булгаковой.
Графика против СПИДа
В Арт-центре «Борей» показывают серию работ Вики Ломаско «Неравные», посвященную проблемам ВИЧ-инфицированных. Каждая работа в этом проекте — либо портрет с репликой, либо две закомпанованные головы с монологом. Начав с репортажных зарисовок судебных процессов над «Запретным искусством» и Михаилом Ходорковским, превратившись за последние годы в ведущего мастера социальной графики, Ломаско не изменилась стилистически, но пластическая составляющая все больше сдает под напором содержания, что можно понять: художница имеет дело с очень тяжелыми и болезненными проблемами. Уже много лет, как она перестала быть сторонним наблюдателем (что трудно, занимаясь социальной графикой) и превратилась в вовлеченного активиста. Пропадает так привлекавшая в ее работах прежде схваченность ситуации, случайность вычлененного из потока жизни наблюдения. По экспозиции видно, что в работах Ломаско окончательно закрепились плакатные черты, но эти умелые и композиционно крепкие рисунки способны выдержать любое масштабное увеличение.
Деревья и птицы Ольги Булгаковой
Выставка известной московской художницы Ольги Булгаковой «Деревья и птицы» в галерее Didi вполне описывается названием, за ним скрывается колористическое богатство холстов, неизбежно дающих крен в сторону декоративности. Птица делит прямоугольник картины на четыре части, а крупно и весомо изображенное дерево перетекает с холста на холст и образует композицию из нескольких частей. Будучи зрительно разделенными на фрагменты, они и по отдельности в полной мере проявляют заложенный в них живописный экспрессионизм.
Ира, выходи во двор!
В проекте под названием «Я знаю, что вы делали в 13 лет» Ирина Дрозд превращает большой зал галереи Anna Nova в подъезд многоэтажки, не хватает только характерного запаха — впрочем, за это отвечают высыпанные в углу окурки. Стены, узнаваемо покрашенные в два цвета и от души покрытые надписями, стали фоном для больших работ художницы на бумаге — портретов подростков. Ирина Дрозд показала способность создать тотальную инсталляцию, которая служит поддержкой для ее живописных и графических работ, а в том, как четко взаимодействуют все элементы пространства, узнается рука куратора выставки Дмитрия Озеркова из Эрмитажа. Ювенальная тематика поддерживается такими деталями, как странички девичьего песенника и рукописной анкеты, сопровождающееся монотонным скрипом качелей видео. Возникает впечатление, что можно обойтись без портретов, которые в этом контексте смотрятся обличительно, как в детской комнате милиции.