18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дело о подвесках : как антиквары обманули не только музейщиков, но и Гитлера

№32
Материал из газеты

Экспертиза Рейксмузеума приписала «ренессансные» драгоценности к XIX веку

Реставраторы амстердам­ского Рейксмузеума установили, что две замысловатые золотые подвески с жемчугом и рубинами, выдававшиеся за ренессансную работу и приобретенные Гитлером для своего будущего музея в Линце, — вовсе не то, чем они кажутся. Научная экспертиза показала: одна из драгоценностей, русалка, является подделкой XIX века, а фигура наездника на лошади — пастиш, собранный из ренессансных деталей с добавлениями элементов XIX века.

Всадник «из Южной Германии» и «итальянская» русалка, изначально датируемые XVI или XVII веками, происходят из коллекции немецкого банкира Фрица Маннхаймера, который приобрел их у нидерландских антикваров.
Стилистика подвесок заставила кураторов музея усомниться в их аутентичности. Три хранителя по металлу — Сюзанна ван Леуэн, Йоше ван Беннеком и Сара Криндж — провели техэкспертизу, обратив особое внимание на эмали, изготовленные из окрашенного оксидами металлов стекла. Для того чтобы определить качественный состав эмалей, ученые использовали рентгенофлуоресцентное оборудование.

Обследование всадника показало, что желтая эмаль на нижней стороне его пьедестала содержит высокую концентрацию урания — вещества, широко использовавшегося в качестве красителя после 1830 года. В эмали на местах крепления цепи обнаружили мышьяк, использовавшийся для изготовления непрозрачного белого цвета в XIX веке.

Состояние эмали на лошади и наезднике хуже, чем сохранность оправы. Это дает основания предполагать, что они были изготовлены раньше. Пайка — техника, распространенная в XIX веке гораздо шире, чем в эпоху Возрождения, использована при изготовлении оправы, но не лошади и наездника. Исследователи заключили, что это произведение — стилизация, состоящая из ренессансных лошади и всадника, помещенных в оправу XIX века.

Изучение фигурки русалки дало сходную картину. В эмалях обнаружили высокую концентрацию свинца, применяемого при изготовлении эмалей лишь с XIX века. В зеленой эмали содержится хром, в красной — сурьма, а в белой — мышьяк. Наличие их подтверждает предположение о датировке XIX веком. Ван Леуэн считает, что подвеска «полностью сделана в XIX веке или даже позже», в тот период, когда морские фигурки пользовались особым спросом, что и служит объяснением выбора именно этого мотива. Фриц Маннхаймер, страстный коллекционер, в 1930-х годах столкнулся с финансовыми трудностями, заключив с банком необычное соглашение: банк приобрел его коллекцию, после чего отдал ее директору обратно — как бы в долг. Маннхаймер умер в 1939 году, а его жена эмигрировала в США, где вышла замуж за промышленного магната Чарльза Энгебальда, послужившего прототипом Голдфингера, персонажа седьмого романа Яна Флеминга о Джеймсе Бонде (1959), названного по фамилии главного злодея.

Когда в 1940 году нацисты оккупировали Амстердам, коллекцию Маннхаймера приобрели для будущего музея фюрера. Шедевры из нее отправили на хранение сначала в монастырь в Хоэнфурт, а затем в соляную шахту Альтаусзее в австрийских Альпах. После Второй мировой коллекцию перевезли в Мюнхен и вернули в Нидерланды в 1946 году. В 1952 году голландское правительство передало ее на хранение Рейксмузеуму, а в 1960-м оно стало собственностью музея.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+