18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Нужно ли останавливать работы в Шартрском соборе?

№32
Материал из газеты

О методах восстановления спорят не только в России

Собор Нотр-Дам в Шартре, в 80 км к юго-западу от Парижа, — шедевр готики, обладающий уникальным ансамблем витражей. Храм возведен в относительно короткий срок между 1194 и 1221 годом, благодаря чему отличается особым единством. Сейчас в нем идет реставрация, цель ее — придать убранству шедевра облик, близкий к первоначальному.

Дэвид Парк, возглавляющий отдел реставрации монументальной живописи в лондонском Институте Курто, сообщил The Art Newspaper, что шокирован, увидев на видео­записи, как ведется реставрация: рабочие «дробят, рубят и бьют по поверхности электрическими и другими инструментами, удаляя не только грязь; это имеет необратимые последствия».

Видео, размещенное на сайте Министер­ства культуры и коммуникаций Франции, сделано Анн Савалли в 2013 году. На нем видно, что реставраторы используют различные инструменты: металлические шпатели, молотки и щетки, закрепленные на электродрелях; они дробят, скалывают и расчищают сажу, веками скапливавшуюся на сводах.

Парк призывает к «немедленному прекращению работ и пересмотру проекта». ЮНЕСКО надо изменить статус Шартрского собора как объекта всемирного наследия. Его «поражает, что французские искусствоведы не выразили протеста на более ранней стадии».

Несмотря на то что видео заказало само министерство, глава регионального департамента исторических памятников Ирен Журде говорит, что оно «не отражает реалий работ». В нем «слишком много внимания» уделено реконструкции, хотя в действительности главная часть работ направлена на то, чтобы «сделать видимой, укрепить и очистить первоначальную отделку». За работами следит команда археологов: «Благодаря бережной очистке нам удалось полностью сохранить подлинные детали». Журде подчеркивает: реставрационные работы сначала были тщательно спланированы, а затем осуществлены в полном соответствии с проектом. Они начались в 2008-м и затем распространились на деамбулаторий, обновленный между 2012 и 2013 годами, где и снято скандальное видео. Реставраторы редко критикуют коллег так откровенно — что же стоит за этим конфликтом? В 1980-е годы обнаружили, что интерьеры собора в XIII и XV веках были расписаны охрой, а затем поверх нанесли рисунок, имитирующий кладку. Позднее его побеленная поверхность покрылась копотью. Недавно сажу решили удалить, сделав видимой сохранившуюся часть отделки. Участки, на которых оригинал утрачен (около 1/5 интерьера), заполняют современной копией рисунка.

Конфликт начался с текста историка архитектуры Мартина Филлера на сайте New York Review of Books в 2014 году, раскритиковавшем решение «перекрасить внутренние поверхности ярким белым и насыщенными цветами, дабы вернуть храму средневековый вид». Но такая перекраска меняет «восприятие бесподобных витражей». Мэдлин Кэвинесс и Джеффри Хэмбургер, ученые, входящие в консультативный совет Американского общества друзей Шартра, не согласны с оценкой Филлера. Они считают, что все работы идут в соответствии с высочайшими стандартами, и утверждают: восстановление первоначального убранства было верным решением. «Голый камень может соответствовать эстетике модернизма… но он далек от средневековых представлений о том, как должно выглядеть сакральное пространство».

Ученые добавляют: «Если в концепции реставрации и есть что-нибудь спорное, так это решение реставраторов ориентироваться на имитацию кирпичной кладки XIII века, которую они сочетают с пестрой росписью замковых камней, появившейся позднее». 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+