Строительный бум привел к росту заказов на художественные произведения.
Западное побережье
Для публичного искусства на западе и юго-западе США открываются прекрасные перспективы. Строительный бум в Аризоне, Техасе и Калифорнии создает много возмоностей для художников, этому способствует государственная программа «Процент на искусство».
Она предусматривает, что часть расходов на масштабные девелоперские проекты должна перечисляться на публичное искусство. Проще говоря: чем больше будет строек, тем больше денег получит современное искусство. «Программа «Процент на искусство» является важной частью проекта по улучшению качества жизни», — говорит Лизель Феннер, менеджер программ публичного искусства организации «Американцы за искусство».
В список наиболее активно развивающихся городов по версии Forbes в 2012 году вошло большое количество мегаполисов запада и юго-запада страны: на втором месте оказался Даллас, на третьем — Хьюстон, на седьмом — Лос-Анджелес, на восьмом — Финикс, на девятом — Сиэтл, а на одиннадцатом — Сан-Франциско.
По словам Лизель Феннер, Западное побережье вырвалось в хедлайнеры в сфере публичного искусства. Она отмечает, что Аризона, Невада и Лас-Вегас тоже не отстают: «Юта, Сиэтл, Лос-Анджелес, Сан-Диего — это только самые масштабные центры строительства».
Аризона
«В Финиксе разворачивается масштабная программа, — рассказывает Феннер. — Развитие публичного искусства было запланировано еще в 1980-е годы, так что оно идет рука об руку со строительством».
Речь не только о скульптурах и настенных росписях. «Художники помогают нам во всем: они придумывают, как обустроить центр переработки мусора, разрабатывают дизайн аэропорта и так далее», — говорит Эдуард Лебоу, директор программы публичного искусства Департамента искусств и культуры Финикса. Здесь недавно заработала транспортная система Sky Train, связывающая аэропорт с городом. Для нее у пяти художников были заказаны шесть произведений. «Художники работают совместно с инженерами над дизайном больших мостов. Они участвовали и в проектировании системы каналов, ирригационной системы, которая позволяет нам жить в пустыне», — рассказывает Лебоу.
В качестве примера практичного и красивого произведения публичного искусства он приводит римский фонтан «Треви». «Когда говорят о публичном искусстве, все думают о скульптурах и настенных росписях, но если вспомнить историю, то окажется, что часто речь шла об инфраструктуре».
Техас
Техас сейчас переживает строительный бум. В первую очередь это касается сектора здравоохранения в Далласе (там будет израсходовано $6 млрд на больницы и поликлиники) и энергетического сектора в Хьюстоне (нефтяная компания Exxon планирует построить новый комплекс зданий в одном из пригородов, что обойдется в $1,2 млрд). Правда, строительством в Техасе по большей части занимаются частные фирмы, а программа «Процент на искусство» в этом штате затрагивает только государственные проекты. Однако многие города, оправившись от кризиса, разворачивают широкие строительные программы. Как сообщает Джонатан Глус, президент и генеральный директор Альянса искусств Хьюстона, к сентябрю в городе должен быть разработан генеральный план развития публичного искусства.
Приоритет будет отдан активно посещаемым пространствам, а не функциональным зданиям, куда приходит не такое большое количество людей. «Оба хьюстонских аэропорта также будут развиваться. Значительный объем всех цсредств будет выделен на публичное искусство: сейчас мы находимся в стадии планирования», — рассказывает господин Глус.
Калифорния
Начиная с 2012 года в Лос-Анджелесе наблюдается бурный рост строительства. В программе «Процент на искусство» участвует двадцать два проекта. Об этом сообщает Фелисия Файлер, глава отдела публичного искусства Департамента культуры Лос-Анджелеса.
«Не может не впечатлять тот факт, что в январе объем нового строительства вырос на восемнадцать процентов, а общий доход от девелоперского бизнеса — на двадцать два процента, — пишет Бад Овром, генеральный менеджер городского Департамента строительства и безопасности. — Если бы кто-то осмелился предсказать такие темпы роста, его бы отправили в больницу на обследование».
Дэвид Чу, председатель городского наблюдательного совета Лос-Анджелеса, предложил расширить программу «Процент на искусство» и дать девелоперам возможность вносить средства в Фонд публичного искусства, чтобы поддержать некоммерческие организации и многочисленных местных художников.