18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три самые интересные выставки недели

Выставка патриарха современного русского пейзажа Николая Касаткина в Третьяковской галерее, пасхальные яйца, их история и традиции в Историческом музее, современные наследники супрематизма Казимира Малевича в Музее архитектуры.

Художнику Николаю Касаткину в этом году исполняется 83 года. За свою долгую жизнь он поучаствовал во многих групповых выставках, были у него и персональные. Но ретроспективы, где представлены все периоды его творчества начиная с 1970-х и до последних лет, как сейчас в Государственной Третьяковской галерее, еще не было. Работы для нее собраны из разных музейных и частных коллекций, но по ним складывается впечатление о цельности творчества Касаткина и его верности тем установкам в искусстве, которые у него сформировались с самого начала. Любимая тема художника — пейзаж, но пейзаж не в традиционной его трактовке. Касаткин, как и русские реалисты XIX — начала XX века, пишет бескрайние просторы средней полосы России, высокое небо с облаками и березки. Первое впечатление от натуры для него принципиально, но воспроизводит увиденное он с фотографической точностью, близкой эстетике гиперреализма, следуя своему методу «двойной оптики». Включая в изображение, помимо того, что видит глаз, еще и то, что остается вне поля зрения, он словно пишет «картину в картине», предлагая в этот новый оптический пейзаж-обманку погрузиться и зрителю. На выставке есть и работы, где прямо цитируются хрестоматийные картины русского реализма: «Рожь» Ивана Шишкина, «Мокрый луг» Федора Васильева, «В голубом просторе» Аркадия Рылова. В экспозицию включена картина самого Рылова, так что зритель может сравнить то, «что было», с тем, «что получилось». До 26 июля.


Богатейшая коллекция пасхальных яиц Государственного исторического музея начала формироваться еще в конце XIX века. Затем она активно пополнялась в 1960-е годы, когда после запрета со времени революции 1917 года многие центры народных промыслов вновь стали расписывать яйца. Сегодня в музее уже более 500 экспонатов. Часть из них выполнена в дереве, другие сплетены из соломы, украшены резьбой, росписью или инкрустацией. Есть в экспозиции и уникальные исторические образцы, такие как, например, яйцо, датированное 1806 годом и украшенное вензелем императора Александра I или яйцо с надписью чернилами от руки «28-го Апреля 1909 г. „страстная суббота. Дорогой и милой Юличке отъ любящего мужа Владимiра“». В старину на Пасху устраивались хороводы, катания на качелях и всевозможные игры. Одним из самых популярных развлечений было катание крашеных яиц с кочек или специальных горок. Игрушка «Красная горка» из коллекции музея напоминает об этой традиции. Те годы стали периодом расцвета Полховского Майдана и Крутца, изделия которых пользовались огромным спросом. На многих рынках и развалах можно было найти полхов-майданские «таратушки». Тогда в фонды музея поступило более 200 пасхальных яиц, расписанных известными мастерами. Есть на выставке и современные образцы с авторской росписью, отличающиеся необыкновенным разнообразием сюжетов и техник. До 20 апреля.


Выставка «Фотосупрематисты. Анико Робиц, Карой Серт Минё, Балинт Сомбати» в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева приурочена к 100-летию «Манифеста супрематизма» Казимира Малевича и представляет современных венгерских художников, работающих с фотографией архитектуры, которая занимала важное место в теории супрематизма. Малевич определял ее как «степень наибольшего освобождения» чистых форм, их красоты и неограниченных конструктивных сочетаний. Для всех трех художников архитектура современного мегаполиса — постоянный объект исследований. Карой Минё работает на стыке живописи и фотографии: он грунтует холст, покрывает его светочувствительной эмульсией и накладывает фотонегатив, в результате чего в светлых частях полотна проявляются утратившие материальную четкость вещи и исчезнувшие в тумане люди. Анико Робиц создает геометрические абстракции из отснятой в разных уголках мира архитектуры современного мегаполиса. «Фотобраки», снимки Балинта Сомбати, — результат специально использованной механической неисправности фотокамеры. Материальный мир в его работах постепенно словно распадается, теряя узнаваемость и формы. До 14 апреля.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+