Вопреки расхожему мнению, художник-реставратор — это не обязательно специалист по восстановлению живописи. Реставраторы работают и с кожей, тканями, металлом: поврежденные памятники зачастую требуют комплексной работы. Примером того, как над одним предметом трудится сразу много разнопрофильных специалистов, стала коляска Михаила Кутузова. В этом походном экипаже с отметинами пуль на железном остове фельдмаршал приехал на Бородинское поле, затем в нем же отбыл в Москву, а после — в Тарутино.
Памятник истории эпохи наполеоновских войн доставили в Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР) около года назад. В собранном виде коляска не вместилась ни в одно из тех помещений, где обычно ведутся реставрационные работы, поэтому она стоит в холле первого этажа. Восстанавливают ее специалисты по дереву, металлу, коже и ткани, поскольку XX век запечатлел в облике коляски свое собственное представление о статусности: в середине 1980-x сотрудники Государственного исторического музея обили сиденье белой кожей.
«В походном экипаже, даже генеральском, такого быть не могло. Кожа быстро бы стала черной. Обшивка, полагавшаяся коляскам офицеров такого ранга, — сукно. Бородинский музей попросил нас вернуть ей первоначальный вид, и кожу мы отодрали. Позднейшие восьмигранные гайки меняем на характерные для той эпохи четырехгранные», — говорит художник-реставратор высшей категории Владимир Понсов.
В 2014 году в институте завершилось восстановление греческой иконы XI века, известной как Смоленская икона Божией матери. Сам Владимир Мономах (которому она досталась от отца, князя Всеволода Ярославича) привез ее в Смоленский кафедральный собор. Накануне Бородинской битвы по приказу фельдмаршала Кутузова святыню с крестным ходом пронесли перед войском. Икону реставрировали два года, очищая от поздних напластований. За почти тысячелетие ее неоднократно поновляли (традиция позволяла обновлять иконы примерно каждые 50 лет), искажая первоначальную живопись.
Не меньшего объема работ со Смоленской иконой требовал ее серебряный оклад. Реставраторы по металлу, занимавшиеся объектом, знают подробности, невидимые с лицевой стороны. На тыльной стороне оклада выгравирована надпись: «Вес серебра ризы — 25,550». Вес указан в килограммах. «Эту надпись сделали в 1954 году на заводе, где изготовили новое оформление иконы. Куда делся прежний оклад, мы не знаем — вопрос к историкам. Вообще сам оклад довольно грубый. Но это часть реликвии. В ходе реставрации его очистили, выправили деформации, вставили недостающие стразы», — рассказывает Понсов. В феврале, уже после реставрации, в храм Христа Спасителя поклониться иконе пришло более 70 тыс. человек.
В отделе реставрации по металлу ГосНИИР работает 13 специалистов. Они занимают пару больших уютных помещений на первом этаже и в подвале прекрасного исторического памятника — путевого дворца императрицы Елизаветы Петровны, что возле Яузы. Здесь все наполнено духом, практически утраченным нашей эпохой: по стенам — картины и ковры, на стеллажах, в шкафах натурального дерева — книги и вазы. Диковинные инструменты. Новые мощные компьютеры в этом интерьере кажутся чужеродными.
Среди последних достижений отдела — восстановление серебряной дарохранительницы (Петербург, 1864) и латунного посеребренного оклада XVIII века. «У дарохранительницы не хватало части элементов: крестов, одной ножки. Наши реставраторы их сделали: кресты выпиливали, ножку отлили и припаяли. Предмет обрел изначальный вид», — рассказывает руководитель отдела реставрации по металлу Александр Дубровин. Сама дарохранительница находится в фондах ГосНИИР на постоянном хранении. Ее и другие предметы, в том числе иконы XVII века (одна из самых ценных — Алексий, человек Божий эпохи царствования Алексея Михайловича), передал в 1970-е годы институту Минкульт РФ. Время от времени часть этого фонда отправляется на выставки, в остальное время сохраняясь в институтских хранилищах.
На отчетной выставке в ГосНИИР, открывшейся в марте, коляска Кутузова и икона Смоленской Богоматери представлены стендами с рассказом о реставрационном процессе, иллюстрациями состояния до реставрации, в процессе и после нее, а дарохранительницу и оклад можно будет увидеть воочию. На счету отдела реставрации по металлу последних лет — восстановление целого ряда культурно значимых предметов. Это, например, серебряный золоченый оклад XI века к старейшей русской иконе Апостолы Петр и Павел (работа по ее восстановлению велась на протяжении десяти лет). Это и золотой оклад к вкладной иконе Бориса Годунова из Троице-Сергиевой Лавры, и утратившая часть декора шкатулка для рукоделия императрицы Александры Федоровны из коллекции Исторического музея, находки из царского захоронения скифо-сарматского времени, а также скульптурная композиция высотой 3,5 м Ангел с крестом, венчающая церковь Гребневской иконы Божией Матери.