В последние годы все громче раздаются голоса, призывающие к усилению надзора над арт-рынком, поскольку строгий контроль за операциями с наличностью способствовал переносу незаконных транзакций на такие активы, как искусство. К этой проблеме — правда, без особого успеха — обратился некоммерческий Базельский институт управления, в 2012 году выпустивший рабочий проект регуляционных норм относительно торговли искусством.
Авторы документа, Томас Крайст и Клаудия фон Зелле, собрали группу, в которую вошли такие авторитетные институции, как Европейская ярмарка старого искусства и модернизма (TEFAF), аукционные дома Christie’s, Sotheby’s и Phillips, а также специалист по связанному с искусством праву Лоуренс Кей из нью-йоркской компании Herrick, Feinstein. Первая встреча группы состоялась в 2011 году. По результатам обсуждения представитель Sotheby’s предложил разработать письменные инструкции, что и привело к появлению данных нормативов.
«Мы старались сохранять максимальную ориентированность на рынок, осознавая необходимость конфиденциальности и осторожности, — говорит Крайст, — но, когда дело дошло до третьего этапа обсуждения, все занервничали, и мы поняли, что [для них] риск потерять продажи оказался весомее риска потерять хорошую репутацию». Так что теперь они находятся «в режиме ожидания». В ответ на вопрос о том, почему обсуждение условий было прекращено, представители Christie’s и Sotheby’s отвечают, что у них имеются собственные мощные внутренние системы борьбы с отмыванием денег.
Представитель TEFAF Маделон Стрейбос рассказывает: «Довольно скоро мы осознали, что мы — единственная сторона, по-настоящему вкладывающаяся в этот проект… И поняли, что для успеха этой инициативы необходимо, чтобы активное участие в работе над ней принимало большее число сторон».
По мнению Лоуренса Кея, участвовавшего в обсуждении проекта на самых ранних этапах, «большой аукционный дом и маленькая художественная галерея — это очень разные организации. Но, несмотря на это, ни тот ни другая ни за что не примут эти нормы в том виде, в котором они были сформулированы». Он полагает, что это «несбыточные мечты».
Рабочий проект регуляционных норм арт-рынка доступен по адресу: baselgovernance.org/publications/372