18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Все козыри Владимира Немухина. Ретроспектива мастера нонконформизма

№32
Материал из газеты

Московский музей современного искусства покажет всю эволюцию классика

В ММОМА представят всего Владимира Немухина (род 1925) — от абстракций конца 1950-х до самых последних работ, более сотни живописных и скульптурных произведений из отечественных музеев, фондов и частных коллекций. В их числе и те, что пока не появлялись на публике, включая две монументальные скульптуры. По словам куратора выставки Андрея Ерофеева, Немухин — единственный русский художник, прошедший все стадии абстракции, что отразится и в экспозиции. Каждой из них посвящен свой раздел: лирический экспрессионизм, поверхность и фактура, геометрия. Первые его опыты в абстракции более всего близки практике Джексона Поллока, хотя и вышло это, кажется, не намеренно. В мастерской Немухина не было большого мольберта, двухметровые холсты лежали на полу и художнику приходилось прибегать к разбрызгиванию краски. Однако Немухин всегда тяготел к предметности: кроме краткого периода чистой абстракции, в его живописи почти всегда сохраняются следы реальности. Он искал универсальный предмет, через который можно было бы выстроить свой живописный монолог. Какое-то время его занимали дома, бутылки, яблоки и даже облака, пока не появился любимый мотив — игральные карты, заинтересовавшие его своей «любопытной геометричностью», как объясняет он сам. Карты же намертво привязали работы Немухина к историческому авангарду, где они вошли в лексикон живописи как одна из форм протеста против «классического» искусства. Вернувшись к конкретике, художник начал вводить в картину и реальные предметы (сначала те же карты), а затем стал усложнять поверхность картины, ее фактуру — живопись становится плотной, осязаемой. К художественному андерграунду Немухин примыкает в середине 1950-х, войдя в Лианозовскую группу и принимая участие во всех ее акциях, в том числе в легендарной Бульдозерной выставке 1974 года. В своих поздних работах, начиная с 1980-х годов, он обращается к геометрической абстракции, еще раз оборачиваясь на исторический авангард. Отдельный раздел посвящен взаимодействию Немухина с другими художниками — соратниками по Лианозовской группе, но не только. В его живописи есть пересечения с Малевичем, Ильей Кабаковым, Дмитрием Плавинским, Эдуардом Штейнбергом и даже Лучо Фонтаной. Еще один зал отведен живописи Лидии Мастерковой (1927–2008), долгие годы подруге и музе художника, с которой они проработали несколько лет в одной мастерской. Жизненные пути их в 1968 году разошлись, но диалог в искусстве продолжался. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+