18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Антониев монастырь станет центром реставрации фресок

В Новгородском музее-заповеднике презентовали Центр реставрации монументальной живописи, открытие которого запланировано на июнь

Центр реставрации монументальной живописи, начало работы которого запланировано на лето, является филиалом Новгородского государственного объединенного музея-заповедника, расположенным в Западном и Береговом корпусах Антониева монастыря. На площади более 2 тыс. м2 разместят реставрационные мастерские, архив, научную библиотеку, лабораторию для проведения мониторинга состояния памятников монументальной живописи, лабораторию физико-химических исследований и температурно-влажностного режима, предусмотрено открытое хранение фрагментов фресок.

Здесь же, на базе центра, в скором времени стартует новый образовательный проект для студентов и молодых реставраторов «Реставрационная школа № 1». Летом этого года школа начнет свою работу на средства Благотворительного фонда Владимира Потанина, получив грант конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире».

Новгородская школа реставраторов организуется на базе самой большой в стране коллекции фрагментов живописи из храмов Новгорода. Это прежде всего церковь Спаса Преображения на Нередице, церковь Спаса Преображения на Ковалеве, церковь Спаса Преображения на Ильине улице, церковь Успения на Волотовом поле, а также росписи Георгиевского собора Юрьева монастыря, фрески других древнерусских городов. Слушателям новой школы представится возможность увидеть фрески, которым по 600–800 лет, познакомиться с техническими приемами древних мастеров, приобщиться к труду реставраторов, выполнить копийные работы.

В этом году отделу реставрации Новгородского музея-заповедника исполняется 90 лет. Официально ставка реставратора здесь появилась в конце 1925 года с приездом в Новгород Никиты Давыдова — реставратора живописи из Государственного Русского музея, командированного на длительный срок и проработавшего здесь до середины 1930-х годов. Он был специалистом высочайшего уровня. К примеру, им была завершена реставрация иконы Николы Липного 1294 года и выполнена реставрация икон праздничного чина церкви Успения на Волотовом поле. Сегодня в отделе реставрации музейных предметов работает 21 реставратор.

В конце 2014 года на базе мастерской реставрации монументальной живописи и реставрационной мастерской «Фреска», вошедшей в состав музея-заповедника в 2012 году, был организован филиал «Центр по изучению и реставрации монументальной живописи», которым руководит Тамара Анисимова.

Реставраторы Новгородского музея-заповедника проходили стажировки в бригаде Владимира Сарабьянова Межобластного научно-реставрационного художественного управления, в отделах реставрации тканей, металлов, графики Государственного Эрмитажа, в мастерских Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря, Государственного научно-исследовательского института реставрации, сотрудничают с отделом реставрации смешанных техник Русского музея. На протяжении 20 лет Новгородский областной колледж искусств им. С.В.Рахманинова выпускает реставраторов живописи, которых обучают наиболее опытные специалисты. Многие из выпускников этого учебного заведения сейчас работают в музее-заповеднике.

За десятилетия восстановления памятников монументальной живописи новгородская школа реставраторов выработала новый метод реставрации руинированных фресок, использованный при восстановлении фресковой живописи в двух новгородских храмах — церкви Спаса Преображения на Нередице и церкви Спаса Преображения на Ковалеве. Кроме того, новгородские реставраторы создали компьютерную программу по поиску стыкующихся фрагментов руинированной живописи, хорошо зарекомендовавшую себя при подборке разрозненных фрагментов.

Сейчас в отделе девять мастерских, специализирующихся на реставрации икон, деревянной скульптуры и резьбы, масляной и современной темперной живописи, миниатюры, тканей, металлов, графики и документов, переплетов, кожи, керамики, фарфора и стекла, мокрого археологического дерева, а также фанерованной и золоченой мебели.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+