18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Антониев монастырь станет центром реставрации фресок

В Новгородском музее-заповеднике презентовали Центр реставрации монументальной живописи, открытие которого запланировано на июнь

Центр реставрации монументальной живописи, начало работы которого запланировано на лето, является филиалом Новгородского государственного объединенного музея-заповедника, расположенным в Западном и Береговом корпусах Антониева монастыря. На площади более 2 тыс. м2 разместят реставрационные мастерские, архив, научную библиотеку, лабораторию для проведения мониторинга состояния памятников монументальной живописи, лабораторию физико-химических исследований и температурно-влажностного режима, предусмотрено открытое хранение фрагментов фресок.

Здесь же, на базе центра, в скором времени стартует новый образовательный проект для студентов и молодых реставраторов «Реставрационная школа № 1». Летом этого года школа начнет свою работу на средства Благотворительного фонда Владимира Потанина, получив грант конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире».

Новгородская школа реставраторов организуется на базе самой большой в стране коллекции фрагментов живописи из храмов Новгорода. Это прежде всего церковь Спаса Преображения на Нередице, церковь Спаса Преображения на Ковалеве, церковь Спаса Преображения на Ильине улице, церковь Успения на Волотовом поле, а также росписи Георгиевского собора Юрьева монастыря, фрески других древнерусских городов. Слушателям новой школы представится возможность увидеть фрески, которым по 600–800 лет, познакомиться с техническими приемами древних мастеров, приобщиться к труду реставраторов, выполнить копийные работы.

В этом году отделу реставрации Новгородского музея-заповедника исполняется 90 лет. Официально ставка реставратора здесь появилась в конце 1925 года с приездом в Новгород Никиты Давыдова — реставратора живописи из Государственного Русского музея, командированного на длительный срок и проработавшего здесь до середины 1930-х годов. Он был специалистом высочайшего уровня. К примеру, им была завершена реставрация иконы Николы Липного 1294 года и выполнена реставрация икон праздничного чина церкви Успения на Волотовом поле. Сегодня в отделе реставрации музейных предметов работает 21 реставратор.

В конце 2014 года на базе мастерской реставрации монументальной живописи и реставрационной мастерской «Фреска», вошедшей в состав музея-заповедника в 2012 году, был организован филиал «Центр по изучению и реставрации монументальной живописи», которым руководит Тамара Анисимова.

Реставраторы Новгородского музея-заповедника проходили стажировки в бригаде Владимира Сарабьянова Межобластного научно-реставрационного художественного управления, в отделах реставрации тканей, металлов, графики Государственного Эрмитажа, в мастерских Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря, Государственного научно-исследовательского института реставрации, сотрудничают с отделом реставрации смешанных техник Русского музея. На протяжении 20 лет Новгородский областной колледж искусств им. С.В.Рахманинова выпускает реставраторов живописи, которых обучают наиболее опытные специалисты. Многие из выпускников этого учебного заведения сейчас работают в музее-заповеднике.

За десятилетия восстановления памятников монументальной живописи новгородская школа реставраторов выработала новый метод реставрации руинированных фресок, использованный при восстановлении фресковой живописи в двух новгородских храмах — церкви Спаса Преображения на Нередице и церкви Спаса Преображения на Ковалеве. Кроме того, новгородские реставраторы создали компьютерную программу по поиску стыкующихся фрагментов руинированной живописи, хорошо зарекомендовавшую себя при подборке разрозненных фрагментов.

Сейчас в отделе девять мастерских, специализирующихся на реставрации икон, деревянной скульптуры и резьбы, масляной и современной темперной живописи, миниатюры, тканей, металлов, графики и документов, переплетов, кожи, керамики, фарфора и стекла, мокрого археологического дерева, а также фанерованной и золоченой мебели.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+