На Премию Сергея Курехина, которая будет вручаться уже в шестой раз, претендуют выставки и проекты, традиционно по той или иной причине обойденные вниманием двух других российских премий в области современного искусства — «Инновации» и Премии Кандинского. Но не в этот раз.
Среди лучших кураторских проектов, благодаря прошлогодней Manifesta, большая конкуренция и много пересечений с номинантами на премию «Инновация». Помимо «Перформанса в России» «Гаража», здесь групповые выставки «Сигнал» и «Не музей», ретроспектива Владислава Мамышева «Жизнь замечательного Монро», тотальная инсталляция Стаса Шурипы и Ани Титовой «Observatorium».
Кроме того, в этом году в список номинантов на приз за лучший текст об искусстве (в прошлом году его решили не присуждать) включили каталоги резонансных выставок, представленных и в кураторской номинации: Виктора Мизиано и Наташи Петрешин-Башелец («Manifesta Reader»), Юлии Аксеновой и Александры Обуховой («Перформанс в России: картография истории»), Олеси Туркиной и Виктора Мазина («Жизнь замечательного Монро»), а также составленный Жанной Галиевой сборник «Пригов и концептуализм».
Победителей жюри объявляет в день открытия выставки, в отличие от той же «Инновации». Кроме гран-при «Поп-механика», присуждаемого за лучший синтетический проект или перформанс, у визуальных искусств шесть номинаций. На «Лучшее произведение визуального искусства» претендуют «Аллергия на пыль» Татьяны Ахметгалиевой, студия звукозаписи ZOAS Records Влада Кулькова и Марьи Дмитриевой, «Страсти по Линнею» Валерия Гриковского.
В номинации «Искусство в общественном пространстве» — проекты петербургского Музея стрит-арта, открывшегося в прошлом году выставкой Casus Pacis. Здесь и два кураторских проекта: «Если бы…» Яны Малиновской в музее-заповеднике «Дивногорье» (Воронеж) и «Про.Ёлка» Петра Виноградова на фестивале «Арт-Овраг». Дополняют номинацию «UserPic» Аристарха Чернышева и проект Дмитрия Каварги в Музее института экспериментальной медицины.
В номинации «Лучший медиапроект» впереди, как всегда, студенты и выпускники Школы Родченко. Также в этой номинации Роман Мокров со свадебным проектом «Спрячь в ладонь новорожденный огонь», Дмитрий vtol Морозов со сделанным им в «Гараже» краш-тестом различных предметов («Oil»), высокотехнологичные объекты петербуржцев Елены Губановой и Ивана Говоркова («Даная»), Дмитрия Лурье и Беате Петерсен («Обращения»), Марины Колдобской («Кошка-Мышка»).
Появилась в этом году и новая номинация — «За продвижение современного искусства в медиа», куда вошли целых восемь изданий — как бумажных, так и сетевых.