18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Легенды, сказки и любовь

№32
Материал из газеты

В издательской программе «Музея АЗ» вышла первая дюжина альбомов, посвященных творчеству Анатолия Зверева

Коллекции зверевского музея еще не открыты для зрителей, но издательская программа уже работает вовсю. Издан первый пул альбомов, подготовленных максимально тщательно, даже изысканно — чтобы удовлетворить самые взыскательные коллекционерские вкусы. Особенно это касается изданий, посвященных книжным иллюстрациям Анатолия Зверева, чьи легкие, летучие рисунки-импровизации как нельзя лучше подходят, ну, например, для передачи волшебства сказок Ганса Христиана Андерсена. Пока из обширного зверевского наследия выбраны комплекты рисунков, параллельно Андерсену рассказывающие пять его историй.

Соловей и Дикие лебеди; Новое платье короля; Свинопас и Русалочка объединены в серию, живущую в отдельной коробке, про которую можно было бы сочинить отдельную сказку. «Андерсеновский комплект» издан в двух вариантах: в первом пять автономных книг образуют комплект, во втором все волшебные истории собраны под единую обложку — так предпочтительнее, если вы отдаете издание детям. Зверев не считается каноническим иллюстратором детских книг вроде Алексея Пахомова, Владимира Конашевича или Владимира Лебедева, однако дружелюбный модернизм зверевских рисунков, требующих домысливания и объяснения, вполне подходит фантазийным детским потребностям.

В ином ключе поданы комплекты иллюстраций, сделанных Анатолием Зверевым к текстам Николая Гоголя (Вий; Тарас Бульба и Пропавшая грамота), а также к роману Луция Апулея Метаморфозы, или Золотой осел, как бы конкурирующие с графическими комплектами Марка Шагала, известного иллюстратора книг Апулея и Гоголя. Здесь зверевские рисунки выполняют роль визуальных комментариев и «мыслей на полях». Видно, как художник почти мгновенно загорается от прочитанного, преобразуя впечатления от текста в черно-белые выплески, состоящие из единственно возможных линий.

Однако главное дело музейного издательства — изучение творчества самого художника, создание альбомов и каталогов, помогающих восприятию будущей экспозиции, популяризация собственных коллекций. Первым номером здесь идет сборник На пороге нового музея, выполняющий функцию путеводителя по выставке, состоявшейся год назад в Новом Манеже. Каталог выстроен таким образом, чтобы служить введением в историю собрания, переданного Аликой Костаки, дочерью известного коллекционера Георгия Костаки, на родину художника. Костаки передала в нарождающуюся институцию «сотни шедевров великого художника», созданных в течение пяти лет — с 1955 по 1960 год. Благодаря особенностям собрания, создатели музея получили как бы дополнительные опции, например четко прописанный контекст определенной эпохи в истории русского неофициального искусства, поданной через творчество одного из ярчайших его представителей. И в этом смысле «Музей АЗ», куда, помимо работ художника, поступила масса архивных материалов, может быть построен как памятник оттепели, конкретному времени больших надежд.

Альбомы нового издательства, как принято писать, «богато иллюстрированы»: коллекции Алики Костаки совсем не известны в России и не «засмотрены», из-за чего репродукции подборок из самых разных папок выглядят особенно свежо, интересно.

На этом эффекте, к примеру, построен альбом Любовь, сочетающий историю личной жизни художника (большое количество фотографий и автографов дневниковых страничек) с женскими портретами, выполненными в разных техниках. Любовь, вышедшая в трех вариантах (карманном, брошюрой экономкласса и в виде прекрасного альбома), представляет собой хронологическую историю жизни Анатолия Зверева, показанную через призму его личных отношений и душевных привязанностей. Репродукции сопровождает литературно-исторический коллаж из воспоминаний, стихов и дневниковых записей.

Самое большое место в этой книге занимает история взаимоотношений художника с Оксаной Асеевой, урожденной Синяковой. Собственно, первоначально Зверев познакомился с легендарными сестрами Синяковыми. «Эти сестрички в Харькове, в пятнадцатом, кажется, году такой шухер навели! Организовали общество „Долой стыд!“. Пять офигительных красавиц расхаживали голыми по центральной улице города!..» — «Они еще живы?» — поинтересовался Зверев, даже не подозревавший, что младшая из них, вдова поэта Николая Асеева, станет главной его музой, вдохновившей художника на сотни портретов и на три чемодана стихов. Последний портрет Ольги Михайловны Зверев сделал в день ее смерти. И больше уже никогда не рисовал. Жить ему оставалось менее года. 

Луций Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел / Иллюстрации А. Зверева. Рисунки конца 1950-х — начала 1960-х из собрания «Музея АЗ» и Дмитрия Апазидиса. М.: Музей АЗ, 2014.

Анатолий Зверев рисует сказки Андерсена. В 5-ти выпусках. М.: Музей АЗ, 2013.

Зверев А. Любовь. М.: Музей АЗ, 2013.

Анатолий Зверев. На пороге нового музея: Каталогпутеводитель. М.: Музей АЗ, 2014

Гоголь Н., Зверев А. Гоголиада: Вий. Тарас Бульба. Пропавшая грамота. М.: Музей АЗ, 2013.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+