18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Непредвзято и эмоционально

Третий том большого проекта Россия. ХХ век в фотографиях так же хорош, как и первые два. Продуманный отбор материала, четкая структура, выдержанный ритм смены размеров снимков, соотношение хрестоматийных и неожиданных кадров, узнаваемого и нового — изначально высокий стандарт издания выдержан. Человек сам по себе, как член семьи или социальной группы, как часть толпы, песчинка народной массы. Люди власти, искусства и науки, просто люди. Фасад Советской России и невидимые государству радости и слезы ее народа. «Задача данного издания, — пишет в предисловии руководитель проекта Ольга Свиблова, — дать возможность непредвзято посмотреть на развитие отечественной истории и пережить ее эмоционально».

Кажется, что непредвзято посмотреть трудно: советская пропаганда умела манипулировать фотодокументами и оставила нам такой образ Родины, какой считала нужным. Кажется, что вызвать эмоцию легко: русская фотография всегда была «с настроением», а советская — особенно бравурна и задушевна.

Третий том, как и первые два, дает больше, чем ожидаешь от фотолетописи, и  не совсем то, что предугадываешь. Книга не спорит с нашей памятью, а расширяет ее, не ломает стереотипы, а дает возможность видеть дальше них. И кажется правдивой, непредвзятой.

Заглавная часть тома — о войне как невыносимом и уму непостижимом испытании. Таком невероятном, что никаких эмоций после просмотра первых 150 страниц не остается. Тут гуманно соблюдена мера: показано ровно столько страдания, чтобы увидеть, как оно огромно, но и пощадить читателя-зрителя. Акцент сделан не на подвиге народа и солдата, хотя без героической Атаки Дмитрия Бальтерманца не обошлось, а на народе-жертве, страдальце, мученике. Фотографии убитых в городах и  весях через страницы книги рифмуются со снимками Нюрнбергского процесса и тел казненных нацистских преступников.

Такие неназойливые, но точные внутренние рифмы фиксируют в книге движение истории, ее если не смысл, то непрерывность. Вот Никита Сергеевич Хрущев, генсек, начальник страны, открывает ХХ съезд, вот он машет шляпой рядом с Юрием Гагариным и объясняет скульптору Эрнсту Неизвестному, каким должно быть искусство. Последняя фотография книги — Никита Хрущев. Уже один Леонида Боргольцева, где члены Политбюро отвернулись от свергнутого начальника. Кончилось хрущевское время.

Генсеки-батюшки маркируют историю страны. Актеры «Современника» и режиссер «Таганки», открытие московского «Детского мира», футбол и кинофестиваль, туфли на шпильках, физики и лирики, Александр Солженицын и Борис Пастернак — даже стиль фотографий 1960-х отличается от тяжеловесных фотографий сталинских 1950-х, словно их разделяет не десятилетие, а эпоха. Впрочем, в русском ХХ веке так и было. 

Россия. ХХ век в фотографиях. 1941–1964. М.: Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Мультимедиа Арт Музей, Москва/Музей «Московский дом фотографии», 2014.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+