Казахские кочевники в Artwin Gallery ищут национальную идентичность в хаосе постсоветского развала, в Artplay детей и взрослых обучат импрессионизму, в Музее Москвы показывают обратную сторону советского искусства, а на «Винзаводе» — лицевую.
Artwin Gallery (Москва, Тверской бул., д. 26, стр. 1) при поддержке Министерства культуры и спорта Республики Казахстан представляет выставку, которая посвящена центральной проблеме искусства Казахстана последних десятилетий — национальной идентичности, определению своей творческой, этической, политической, культурологической позиции в изменившемся в результате известных относительно недавних исторических событий мире. Основная задача ее кураторов — представить актуальный срез казахстанской арт-сцены, нынешнее состояние современного искусства в стране. Выставка маркирует только-только набирающую обороты тенденцию в российском арт-истеблишменте — интерес к искусству ближайших соседей, попытки заново выстроить контакты и зоны взаимодействия, рекуперировать «черные дыры» постсоветской психогеографии, наконец, вывести на российскую сцену новые, доселе малоизвестные, но очень достойные имена. Художники Казахстана сегодня устремляют свои помыслы к некоей воображаемой территории, где «исконно казахское» (кочевническое, степное, азиатское, шаманское, мистическое) начинает изъясняться языком и применять стратегии западного contemporary art, но при этом с сильным акцентом советского художественного канона. Кураторы объединяют в одном пространстве художников нескольких поколений — от прародителей казахстанского contemporary art (основатели легендарной группировки «Кызыл-Трактор» Молдакул Нарымбетов и Абилсаид Атабеков, Георгий Трякин-Бухаров) и признанных классиков с солидным послужным списком, с кем в первую очередь ассоциируется сегодняшнее искусство Казахстана (Алмагуль Менлибаева, Сауле Сулейменова, Рашид Нурекеев), до художников нового поколения, недавно вышедших на сцену («кызыл-тракторист» нового созыва Сырлыбек Бекботаев, Бахыт Бубиканова, Гульнур Мукажанова). Свое название выставка получила благодаря работе Сергея Бердника «Все кочевники» (2003), представляющей специфический и уникальный сплав художественных традиций. Именно о сплавах — глубинной национальной идентичности с глобалистскими веяниями, азиатского с европейским, кочевнического с постиндустриальным, ислама с язычеством, советской ментальности с капиталистическим укладом — и повествуют участники выставки.
Подробнее на www.artwingallery.com.
На мультимедийной выставке «От Моне до Сезанна. Французские импрессионисты», которая продлится в Центре дизайна Artplay до конца мая (Москва, Нижняя Сыромятническая ул., д. 10, на крыше стр. 3), с 15 апреля по 15 мая проходит образовательная акция «Месяц импрессионизма». В эти дни в 1874 году в Париже состоялась первая выставка художников-импрессионистов — новаторов, творчество которых не принималось классической художественной школой. В честь этого знакового события организаторы выставки подготовили для посетителей цикл мероприятий. Каждый понедельник и вторник творческая студия «Мобильные мастер-классы» проводит бесплатные занятия для детей. Маленькие посетители могут создавать собственные картины из шерсти, поделки и аксессуары в стиле импрессионизма. Для взрослых по средам и четвергам читают лекции по истории импрессионизма, включая биографии художников, работы которых представлены на выставке. Лекции читает кандидат искусствоведения, лектор ГМИИ им. Пушкина Ольга Морозова (запись на лекцию по телефону +7-903-770-62-62, стоимость билета на лекцию и выставку 400 руб.). В завершение акции мультимедийная выставка «От Моне до Сезанна. Французские импрессионисты» примет участие в Ночи музеев 16 мая: она будет открыта для посещения до 03:00, причем с 00:00 до 03:00 будут действовать специальные льготные цены для взрослых и студентов.
Подробнее на www.monet-cezanne.ru.
Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва, ул. Делегатская, д. 3) открывается мультимедийный междисциплинарный проект «Метро и война», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Метро в Москве больше чем метро. Это не только транспортная система, но и уникальный художественный комплекс со своей историей. Выставка рассказывает о роли Московского метрополитена в жизни столицы в 1941–1945 годах. В экспозиции будут представлены редкие материалы из Российского государственного архива кино- и фотодокументов, Российского государственного архива социально-политической истории, Центрального городского архива города Москвы, Российской государственной библиотеки.
«Восемьдесят. Археология взгляда». Андрей Гросицкий. С 22 апреля по 17 мая
Работы Андрея Гросицкого (р. 1934), творчество которого неразрывно связано с Москвой, будут выставлены вместе с отобранными им предметами из коллекции Музея Москвы (Москва, Зубовский бул., д. 2), а также вещами из собственной коллекции художника. Стилистика и позиция Гросицкого сформировались в 1960-х годах в кругу художников «другого искусства», московского андерграунда: Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Юрия Злотникова, Бориса Турецкого, Ивана Чуйкова. Гросицкого справедливо называют «поэтом вещи» в современном искусстве. Нынешний год для него юбилейный, в ноябре 2014 года ему исполнилось 80 лет. Ретроспективная выставка мастера, который продолжает активно работать, представляет 80 произведений разных периодов его творчества, с конца 1950-х годов до 2015 года.
Галерея FotoLoft на «Винзаводе» (Москва, 4-й Сыромятнический пер., д. 1, стр. 6) представляет выставку рисунков и карикатур, вошедших в одноименный альбом, изданный ограниченным тиражом к 70-летию окончания Второй мировой и Победы в Великой Отечественной войне. «Победа в рисунках и карикатурах„Крокодила“» — это 160-страничный альбом, в котором собраны самые запоминающиеся и пронзительные иллюстрации о Великой Отечественной, опубликованные в 1941–1945 годах в главном советском сатирическом журнале. Богатейший архив этого издания дает возможность по-новому взглянуть на самое драматичное событие ХХ века. Лучшие художники «Крокодила» — Кукрыниксы, Борис Ефимов, Леонид Бродаты, Константин Елисеев, Иван Семенов, Виталий Горяев, Юрий Ганфа, Михаил Черемных, Леонид Генч и другие — рисовали фронт и тыл, солдат и партизан, Гитлера и фашистов, войну и победу.
Подробнее на http://www.fotoloft.ru/.
По материалам пресс-релизов