В Петербург приехал Даниэль Либескинд; 19 апреля с аншлагом прошла его лекция в атриуме эрмитажного Главного штаба, днем раньше он встречался со студентами Государственного архитектурно-строительного университета (ГАСУ) и отвечал на их вопросы. Либескинд принадлежит к числу архитекторов-звезд, чьи постройки очень известны и расположены по всему миру, поэтому редкая удача — увидеть их (хотя бы на экране), а кроме того, эскизные рисунки и планы зданий с комментариями автора за час с лишним в рамках одной лекции. Ее организаторами, помимо Эрмитажа, выступили Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про Арте» и Благотворительный фонд Владимира Потанина.
Лекция под общим названием «Язык мест» была разделена девизами, каждый — а всего их было семь — соответствовал той или иной постройке. Первым стали «Голоса» и строившийся в течение 12 лет Еврейский музей в Берлине. Среди текстов, вдохновлявших архитектора при создании музея, — незаконченная опера Арнольда Шёнберга «Моисей и Аарон», ответом на которую и ее продолжением мыслилось это здание. По соседству с ним на фасаде перестроенного Либескиндом для Академии Еврейского музея цветочного рынка — цитата из Маймонида на трех языках: «Услышьте истину, кто бы ни говорил».
Реконструкция дрезденского Музея военной истории, исторический корпус которого Либескинд рассек на две части, была названа в лекции «Линия разломов». Здесь источником, по признанию архитектора, послужили дневники военных лет Виктора Клемперера, знаменитого филолога из Дрездена, пережившего бомбардировку города. Встроив современный клин и преобразовав старинное здание, архитектор выявил его исторический контекст, как и при постройке Королевского музея Онтарио в канадском Торонто.
Вообще музеи и все связанные с культурой постройки занимают существенную часть творчества Даниэля Либескинда, так что они составили большинство среди показанных на лекции объектов. Слово «Звук» обозначало театр «Гранд-канал» в Дублине, «Радикал» — Денверский художественный музей, «Саспенс» — частный музей в Китае, посвященный отцу китайской промышленной революции Чжан Чжидуну.
Девиз «Экспрессивность» — тут Либескинд сравнил архитектуру с кофе «эспрессо» — сопровождал показ частного дома, построенного в Коннектикуте и выглядящего на фотографиях инопланетным объектом среди лесов и полей Новой Англии. Работу в Нью-Йорке на месте башен-близнецов, названную в лекции «Основания памяти», архитектор описал как самую сложную: своим решением он отвечал одновременно перед родственниками жертв теракта 11 сентября, городской мэрией и властями, управляющими различными частями этой территории.
Сейчас Даниэль Либескинд занят работой на Ближнем Востоке, в месте, которое не захотел раскрывать публике, упомянув только, что это зона военных конфликтов и что, он надеется, архитектура тоже послужит делу примирения. Еще архитектор увлечен проектированием экономического жилья для персонала компании одного из своих заказчиков в Китае. Первого мая открывается построенный им китайский павильон на Экспо в Милане.
В конце выступления, отвечая на вопросы, Либескинд сказал, что на прошлой неделе был в Гаване. Вряд ли по работе, скорее, осматривал город в качестве туриста, но если дело так пойдет и дальше, то скоро его постройки появятся где угодно, даже на Кубе, только не в России.