18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Нома как норма

№32
Материал из газеты

Первый сборник текстов Иосифа Бакштейна выстроен как «дневник критического путешественника»

Удивительно, но Иосиф Бакштейн, комиссар Московской биеннале, директор Института проблем современного искусства и один наиболее деятельных российских кураторов, стоявший чуть ли не у истоков профессии еще в конце 1980-х, в отличие от большинства своих коллег, практически не известен в письменном жанре. Восполнить этот пробел призвана книга, куда вошли тексты (в том числе ранее не публиковавшиеся), написанные в разное время и по различным поводам: эссе для каталогов, статьи из СМИ, беседы с художниками, а также интервью, которые Бакштейн давал журналистам.

"Внутри картины", что неожиданно, открывается блоком статей о гуманизме советского искусства, имевшего «инспирированное гуманистическое измерение, которое вообще больше свойственно европейскому искусству…» Бакштейновский гуманизм не покажется столь «абстрактным», если учесть, что подобное измерение усматривается им не в советской культуре целиком, но в особом типе социальности, который рождался как способ сопротивления действительности и был связан с фактором человеческим. «Я сам до сих пор хорошо помню то чувство невероятного, абсолютного превосходства… над всеми обыденными и банальными, но одновременно страшными и таинственными обстоятельствами повседневной советской жизни [которое] проистекало из чувства причастности к тайному знанию правды жизни», — поясняет он.

Эти рассуждения получают продолжение в другом разделе книги, посвященном московскому концептуализму, когда в диалоге Бакштейна с Андреем Монастырским рождается понятие «этического концептуализма», работы которого «выбрасывают [зрителя] не в рефлективное, а как бы в чисто эмоциональное состояние» (Монастырский), «комфортное для меня место философствования как процесса». Именно общение и совместное обсуждение работ в мастерской выделяются участниками диалога как едва ли не самая существенная особенность круга московской «номы».

Концептуализму здесь отведено решающее место. Тексты о нем по преимуществу диалоги, нередко герметичные и местами «персонажные». «По образцу» концептуального искусства Бакштейн понимает и современный художественный процесс как таковой. Смысл работы куратора, разбираемой на примере Катрин Давид (выставка Documenta Х, 1997), — в выведении зрителя из пространства неумного информационного потребления и вхождении в поле комментирования и толкования художественных работ. Производство искусства невозможно без фигуры интерпретатора. А в любом произведении неизменно выделяется три эстетических пространства: «поверхность картины», то есть непосредственно «изображенное», пространство «за картиной» — выставочная площадка — и «внутри картины», «откуда исходят все замыслы, интенции, возможности».

Верность Бакштейна кругу «номы» столь велика, что концептуализм у него едва ли не смыслоопределяющая доминанта всей неофициальной культуры СССР. В рассуждениях об искусстве как пространстве сопротивления власти автор как будто намеренно игнорирует прочие андерграундные течения и круги, лишь вскользь упоминая легендарную Бульдозерную выставку.

От книги Бакштейна не ждешь систематического анализа того периода истории отечественного искусства, к которому куратор был и остается причастен.

В определенном смысле Внутри картины — разрозненные заметки критического путешественника, чей взгляд, фиксируясь на чем-либо, не очерчивает ситуацию целиком, но выхватывает из нее наиболее интересные детали. 

Бакштейн И. Внутри картины: Статьи и диалоги о современном искусстве. М.: Новое литературное обозрение, 2015.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
4
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
5
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
6
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
7
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+