18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Сходить с ума можно и по-умному

По итогам 2014 года Яёи Кусама названа самым популярным художником в мире

Весенний рейтинг самых популярных мировых музеев и выставок 2014 года, составленный нашими коллегами из английской The Art Newspaper, произвел небольшую сенсацию. Оказалось, что больше всего зрителей — под 2 млн человек — посетили бразильскую ретроспективу 86-летней японской художницы Яёи Кусамы.

Выставка под названием «Бесконечная одержимость» (Yayoi Kusama: Infinite Obsession) прошла в трех залах крупнейших бразильских городов: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и столицы страны Бразилиа — под эгидой Банка Бразилии, заняв второе, третье и четвертое место во всемирном рейтинге выставок актуального искусства.

Это важное обстоятельство, поскольку экспозиция, подготовленная кураторами культурного центра крупнейшего бразильского банка, заняла ведущие строчки рейтингов и в других категориях. Например, в фотографической или в «тематической» (блокбастеры, заточенные под одну большую тему), а также в рейтинге ретроспектив художников-модернистов.

Бразилия переживает настоящий выставочный бум с какой-то зашкаливающей посещаемостью. Вот и успех Яёи Кусамы — это не совсем ее персональный успех, популярность «Бесконечной одержимости», состоящей из громадных инсталляций, украшенных рисунком в горошек и зеркалами, — часть бразильского культурного феномена, идущего, как считают комментаторы, уже на убыль из-за всепроникающего экономического кризиса.

Хотя, конечно, одной Бразилией дело не ограничивается. Сейчас ретроспектива Яёи Кусамы, с 1977 года добровольно проживающей в токийской психиатрической лечебнице, развернута на Тайване, а затем переместится в Нью-Дели. Наши коллеги из The Art Newspaper называют яркий, люминесцентный стиль художницы рецидивом поп-арта, играющего языками масскульта и оттого понятного в любой стране. Именно поэтому The Art Newspaper назначает «чувственные хеппенинги» Яёи Кусамы «эмблемой глобализации», тогда как журналисты газеты Guardian выводят причины успеха японской попартистки из ее последовательно феминистских установок.

Но, несмотря на головокружительную популярность во всем мире выставок Яёи Кусамы, «обзор персональных выставок последних шести лет в американских галереях показывает: 73% всех экспонированных в США художников — мужчины», констатирует Алекс Нидхем из Guardian. Так, у Энди Уорхола, Элсуорта Келли и Джаспера Джонса за отчетную шестилетку прошло по семь выставок. Среди художников-женщин чемпионом по количеству выставок в Штатах является Кара Уокер, работы которой за то же самое время выставляли лишь четырежды.

Алекс Нидхем вспоминает успех «В присутствии художника», ретроспективы Марины Абрамович в нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА) в 2010 году (вариант этого проекта Московский музей современного искусства «Гараж» показал в 2011-м). Именно она заняла вторую строчку в рейтинге посещаемости американских выставок современных художников за последнее шестилетие: 7120 посетителей приходили в МоМА каждый день, в том числе для того, чтобы посмотреть, как молчащая Абрамович сидит в центре одной из своих псевдонаучных инсталляций.

Единственный, кто смог обогнать Марину Абрамович по популярности, — скульптор Ричард Серра, монументальные работы которого привлекали в 2007 году на выставку в MoMA по 8585 посетителей в день.

Вызов расхожему мнению, что только знаменитости привлекают толпы зрителей, бросила швейцарская художница Пипилотти Рист, чья персональная выставка стала четвертой по популярности в этот же шестилетний период. Посмотреть на ее инсталляции в MoMA, в котором, между прочим, состоялось 17 из 20 самых популярных в Америке выставок последних шести лет, приходило по 6186 посетителей в день. Москвичи могли ознакомиться с видеороликами Пипилотти Рист, например, во время II Московской международной биеннале современного искусства (2007), когда в московском Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева было представлено сразу несколько ее видеоинсталляций на выставке «Пей мой океан».

Правда, данные о количестве посетителей, пришедших на Марину Абрамович и Пипилотти Рист в Москве, к сожалению, отсутствуют. Но, может быть, ситуация изменится, если к нам привезут Яёи Кусаму в смирительной рубашке, разукрашенной веселеньким горошком?

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+