18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Поздний стиль» Рембрандта: расцвет, а не закат

Каталог Rembrandt: the Late Works (Рембрандт: поздние работы) помогает лучше понять яркую выставку, недавно завершившуюся в лондонской Национальной галерее и до 17 мая идущую в амстердамском Рейксмузеуме. Кажется, это первая экспозиция, полностью посвященная последним десятилетиям жизни художника и отражающая всеобщий интерес к временам «арт-зрелости» великих маэстро. Недавняя выставка Тициана обратила внимание на более свободный характер его раскрепощенной, даже импрессионистичной живописи заката жизни. И даже возникло предположение о том, что такая манера вообще характерна для позднего творчества любого мастера.

Показательным примером этого служит работа Рембрандта с эффектами светотени, которую анализирует Эрик Хинтердинг. С юности и на протяжении всего творческого пути Рембрандт уделял ей пристальнейшее внимание как в живописи, так и в гравюре, особенно глубоко разрабатывая ее именно в поздний период. Офорт Поклонение пастухов (1657) известен в 11 состояниях, и каждое из них уникально: Хинтердинг считает, что изменения светотени могли стать результатом смены бумаги и постоянной доработки пластины. Даже между двумя отпечатками первого состояния имеются различия.

Главная черта позднего Рембрандта — способность проникать на глубинный психологический уровень, совершенствуя то, что художник познал раньше. В маленьком, отлично иллюстрированном издании Lives of Rembrandt (Жизни Рембрандта) подчеркивается: мастер всегда шел по особому пути. Несмотря на обвинения в небрежении опытом предшественников, Рембрандт прекрасно сознавал, каким традициям наследует. Как именно он это делал, становится ясно из новой книги. К примеру, он отказался от ярких рубенсовских цветов, которые использовали даже его ученики. До самого конца ему было важно прежде всего проникать в глубины человеческого характера, показывая мир таким, каков он есть, оттачивать умения, которыми он овладел.

И последняя мысль, обязанная своим возникновением не столько авторам статей, сколько прекрасным иллюстрациям. Что же все-таки делает Рембрандта особенным? Его человечность в передаче характера и чувств, его изображения глаз. Если посмотреть на женщину с картины Еврейская невеста (1665), на мужчин из Синдиков (1662), на Иосифа в Иакове, благословляющем сыновей Иосифа (1656) или почти на любое другое лицо, становится понятно, что именно глаза для Рембрандта были зеркалом души. 

Lives of Rembrandt. Filippo Baldinucci, Arnold Houbraken and Joachim von Sandrart. Pallas Athene Publishers. 96 с. £6,99 (На англ. языке)

Rembrandt: the Late Works / Gregor J. M. Weber and Jonathan Bikker, eds, with Marjorie E. Wieseman, Erik Hinterding, Marijn Schapelhouman, Anna Krekeler. The National Gallery Company in association with Yale University Press. 304 с. £35, $60. (На англ. языке)

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+