Каталог Rembrandt: the Late Works (Рембрандт: поздние работы) помогает лучше понять яркую выставку, недавно завершившуюся в лондонской Национальной галерее и до 17 мая идущую в амстердамском Рейксмузеуме. Кажется, это первая экспозиция, полностью посвященная последним десятилетиям жизни художника и отражающая всеобщий интерес к временам «арт-зрелости» великих маэстро. Недавняя выставка Тициана обратила внимание на более свободный характер его раскрепощенной, даже импрессионистичной живописи заката жизни. И даже возникло предположение о том, что такая манера вообще характерна для позднего творчества любого мастера.
Показательным примером этого служит работа Рембрандта с эффектами светотени, которую анализирует Эрик Хинтердинг. С юности и на протяжении всего творческого пути Рембрандт уделял ей пристальнейшее внимание как в живописи, так и в гравюре, особенно глубоко разрабатывая ее именно в поздний период. Офорт Поклонение пастухов (1657) известен в 11 состояниях, и каждое из них уникально: Хинтердинг считает, что изменения светотени могли стать результатом смены бумаги и постоянной доработки пластины. Даже между двумя отпечатками первого состояния имеются различия.
Главная черта позднего Рембрандта — способность проникать на глубинный психологический уровень, совершенствуя то, что художник познал раньше. В маленьком, отлично иллюстрированном издании Lives of Rembrandt (Жизни Рембрандта) подчеркивается: мастер всегда шел по особому пути. Несмотря на обвинения в небрежении опытом предшественников, Рембрандт прекрасно сознавал, каким традициям наследует. Как именно он это делал, становится ясно из новой книги. К примеру, он отказался от ярких рубенсовских цветов, которые использовали даже его ученики. До самого конца ему было важно прежде всего проникать в глубины человеческого характера, показывая мир таким, каков он есть, оттачивать умения, которыми он овладел.
И последняя мысль, обязанная своим возникновением не столько авторам статей, сколько прекрасным иллюстрациям. Что же все-таки делает Рембрандта особенным? Его человечность в передаче характера и чувств, его изображения глаз. Если посмотреть на женщину с картины Еврейская невеста (1665), на мужчин из Синдиков (1662), на Иосифа в Иакове, благословляющем сыновей Иосифа (1656) или почти на любое другое лицо, становится понятно, что именно глаза для Рембрандта были зеркалом души.
Lives of Rembrandt. Filippo Baldinucci, Arnold Houbraken and Joachim von Sandrart. Pallas Athene Publishers. 96 с. £6,99 (На англ. языке)
Rembrandt: the Late Works / Gregor J. M. Weber and Jonathan Bikker, eds, with Marjorie E. Wieseman, Erik Hinterding, Marijn Schapelhouman, Anna Krekeler. The National Gallery Company in association with Yale University Press. 304 с. £35, $60. (На англ. языке)