Кооператив художников, стремящихся разделаться с традиционной галерейной моделью, привлекает все больше коллекционеров, которые теперь покупают произведения напрямую у группы. На восьмом году своего существования Still House становится реальной рыночной силой.
В январе члены группы — среди которых нет ни одного человека старше 30, — открыли на Манхэттене галерею. В марте они стали героями выставки Проверяя почву. Группа Still House (до 5 апреля) в лондонской галерее Zabludowicz Collection. Еще одна выставка участника группы прошла в том же месяце в Музее Дондт-Даненс в Бельгии.
Это скорее деловое товарищество, чем художественное объединение. Члены бруклинской группы — художники Луис Айснер, Айзек Брест, Джек Грир, Ник Дармстадтер, Захарий Зюскинд, Брендан Линч, Дилан Линч и Алекс Первайлер — не создают совместных творческих проектов, но делят прибыли от продаж друг друга.
В отличие от традиционной модели, когда галерея и художник делят доход от продаж 50% на 50%, художники из Still House получают 60% прибыли. Еще 30% идут в общий фонд группы, из которого покрываются затраты на аренду помещения под студию, резидентскую программу, страховку, книги, зарплату работников и производственные авансы. Оставшиеся 10% получает продавец (любой член группы имеет право осуществлять продажи).
Коллекционер Анита Заблудович, впервые посетившая студию группы в 2013 году, говорит, что, если «группа художников способна поддерживать друг друга так, что все они в результате имеют возможность создавать те произведения, которые хотят… и которые хотят коллекционеры, не нуждаясь при этом в представительстве галерей, это можно только приветствовать».
Впрочем, у этой альтернативной модели есть и свои критики. Де-факто Айзек Брест выступает в роли дилера, именно он осуществляет почти все продажи. Он «считает себя предприимчивым, но на деле препятствует развитию художников из-за того, что ему не хватает контекста, отношений и элементарного опыта в этой сфере», полагает куратор Мередит Дэрроу. По мнению арт-консультанта Хизер Флоу, в основе успешной модели представительства лежат «не только транзакции и продажи». «Я не уверена, что группа способна предоставить своим членам соответствующий уровень кураторской и критической поддержки», — говорит она.
Брест не обращает внимания на критику, ссылаясь на то, что интерес к группе настолько велик, что ему не приходится искать покупателей. Вероятно, этому способствуют хорошие связи группы: отец Бреста — кинорежиссер и коллекционер искусства Мартин Брест; отец Айснера — бывший директор компании Geffen Эрик Айснер.