Нью-йоркский журнал Paper Monument задал местному арт-сообществу вопросы о принятых в художественной среде правилах поведения и о том, помогает ли это достичь успеха. Критики отвечали долго и остроумно, художники — коротко и обиженно, владельцы галерей — вдумчиво и терпеливо. Решили, что на вернисажах надо вести себя прилично. Ну или вызывающе — если это ваше одобренное амплуа.
Кто-то ставил специальные вопросы: сколько времени, например, надо смотреть на произведение, чтобы продемонстрировать заинтересованность. Ответа в книге нет, но каждый знает: автор уверен, что вы его шедевра толком не разглядели, если не кричали «гениально!».
Боб Никас, критик и куратор, считает, что если куратором выставки становится художник, то он не должен выставлять свои работы. На мой взгляд, таких жертв требовать как раз неприлично. Как и порицать художника, если он на выставке другого художника занимает вас рассказом о себе. Нарушение этикета в Нью-Йорке в Москве может восприниматься нормой: на вернисажи не только художники и галеристы, но даже директора музеев ходят с пачкой приглашений на собственные мероприятия. Но есть и нечто общее, вечное, высказанное, разумеется, художником. На вопрос «что считается дурным тоном?» Душко Петрович ответил: «Считать себя выше других».
Поклонник вашего таланта: искусство и этикет: Сборник интервью / Под ред. Paper Monument. М.: Ad Marginem Press, 2014.