В этом году Всемирная выставка (Экспо) проходит в Милане 1–31 мая. Сложно представить себе более подходящую тему для Италии, чем еда. Вполне осознавая свои неоспоримые преимущества во всем, что ее касается, итальянцы сформулировали название очередного смотра мировых достижений как Питание для планеты. Энергия для жизни.
Но не забыли и о другом своем не менее выигрышном активе, а именно об искусстве, которое проникает в программу Экспо самыми разными путями. Начать хотя бы с задуманной знаменитым куратором Джермано Челантом выставки, которая так и называется — Искусство и еда. За бесхитростным заглавием скрывается весьма нетривиальное исследование того, каким образом в визуальных искусствах — речь идет не только о живописи, скульптуре или фотографии, но и о кино, предметах дизайна, архитектурных макетах, книгах, меню и даже обложках пластинок и дисков, — отражались представления человека о еде, ее значении и сопровождаемых ею ритуалах. Экспозиция охватывает огромный временной промежуток — с 1851 года, когда в Лондоне прошла первая Всемирная выставка, до наших дней, так что между работами разных эпох и направлений выстраиваются неожиданные диалоги.
И все же в последние годы Экспо все больше и больше напоминает грандиозное архитектурное соревнование: свежа память о Хрустальном дворце, не дает покоя Эйфелева башня, возведенная к выставке 1889 года.
Современные архитекторы не оставляют попыток создать что-то не менее запоминающееся, а страны-участницы — поразить оригинальными решениями (и внушительными бюджетами). Некоторые пошли проторенными дорожками, заказав павильоны известным архитекторам, чьи имена заменяют собой знак качества. Так, павильон Объединенных Арабских Эмиратов, названный Пища для мысли, строит бюро Нормана Фостера Foster + Partners. Еще одна звезда Экспо — классик архитектуры деконструктивизма Даниэль Либескинд, разработавший павильон для китайской компании Vanke. Не вполне обычное решение приняли британцы, обратившиеся за концепцией павильона не к архитектору, а к дизайнеру и художнику, работающему с инсталляциями в общественных пространствах, Вольфгангу Баттрессу. На Экспо в Шанхае в 2010 году такая стратегия (павильон тоже был спроектирован дизайнером) принесла им золотую медаль. В нынешнем павильоне Великобритании посетители смогут ощутить себя пчелами.
Общее название российского павильона — Зерно. Его архитектурную концепцию разработали в бюро SPEECH Сергей Чобан (башня «Федерация» в Москве, отель DomAquarée в Берлине, «Невская ратуша» в Санкт-Петербурге), Алексей Ильин и Марина Кузнецкая.
Павильон площадью более 4 тыс. м2, занимающий весь российский участок на выставке, представляет собой, как рассказали TANR в дирекции Russia Expo 2015, «динамичную пространственную структуру, олицетворяет молниеносное движение, устремленность ввысь». Кроме того, концепция павильона тесно связана с зелеными технологиями. В решении фасадов основной элемент — экологичные деревянные фасадные конструкции, которые, помимо прочего, защищают посетителей от солнца. «Неровный, плавно поднимающийся вверх ландшафт кровли добавляет павильону характер связанного с природой здания. Плоская кровля павильона постепенно повышается к главному входу. Таким образом, пространство перед ним со стороны основного пути посетителей Экспо-2015, наивысшая точка объема павильона, накрыто декоративным элементом — консолью длиной около 30 м, которая уже сама по себе является уникальным архитектурно-инженерным объектом», — говорят организаторы.
Сергей Чобан, архитектор павильона, объясняет свой замысел так: «Сочетание простого, но легко запоминающегося объема с фасадом из такого экологичного материала, как дерево, стало нашей основной идеей. Не менее важно было и проявление национальных, исконно русских черт. Россия — страна бескрайних просторов, огромных расстояний, бесконечных лесов. Поэтому, делая павильон своего рода олицетворением пути, обрамленного кажущимся бесконечным ритмом деревянных элементов, мы как бы обратились к типологии русского ландшафта с богатым лесным покровом и пологими возвышенностями, к традициям деревянной архитектуры России».
На первом этаже российского представительства на Экспо-2015 созданы инсталляции, изображающие рабочие кабинеты великих ученых Дмитрия Менделеева, Владимира Вернадского и Николая Вавилова. На втором этаже расположилась выставка Россия. Хлеб. Соль, организованная при участии Московского музея дизайна. Его сотрудники отобрали для экспозиции эмблематические рисунки и узоры советских авангардистов, связанные с производством тканей и агитационным фарфором, и перенесли их изображения в большие лайтбоксы, закрепленные на стенах второго этажа.
Логика работ, показанных в подборке Россия. Хлеб. Соль, понятна: конструктивисты разрабатывали предметы нового быта, которыми пользовались крестьяне, выходя, к примеру, на сельхозработы. Косынки доярок, узоры на одежде и на тканях, посуда повседневного обихода — все эти темы обыгрываются в оформлении экспозиции. Кроме этого, на выставке будет представлено пять фарфоровых скульптур известной художницы, арт-директора телеканала «Культура» Елены Китаевой. «Выставка, подготовленная Московским музеем дизайна, знакомит зрителей с богатым культурным наследием России в области дизайна, показывает проекты начала XX века, в которых отражены темы труда и сельского хозяйства, — рассказывает Александра Санькова, куратор выставки и директор музея. — Выставка посвящена авангарду, потому что во всем мире российский дизайн ассоциируется именно с этим направлением. Авангард оказал существенное влияние на развитие не только отечественного, но и мирового дизайна. Это время, когда в результате проектирования предметов массового спроса получались самодостаточные произведения искусства». Выставка — смысловой центр второго этажа павильона Зерно (девиз русской секции — «Растим во благо мира. Возделываем во имя будущего»). Готовили ее таким образом, чтобы экспозиция рядом с зоной регионов (в Милан приедут делиться своими достижениями представители разных районов России, поэтому облик этажа будет трансформироваться) вписывалась в постоянно меняющийся контекст.