На выставке «Младшие Брейгели» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина — 29 картин представителей семьи Брейгелей, уникальной по продолжительности фламандской династии художников. О великом нидерландском мастере XVI века Питере Брейгеле Старшем слышали все, а вот его потомков, тоже художников, — представленных в экспозиции Питера Брейгеля Младшего, известного своими картинами на религиозные темы, и Яна Брейгеля Бархатного, писавшего флористические натюрморты, пейзажиста Яна Брейгеля Младшего и Яна ван Касселя Старшего (внука Яна Бархатного), изображавшего птиц, пейзажи и цветы, — знают далеко не многие. А даже если и знают, то такая возможность — увидеть произведения этих живописцев вместе, сравнить и понять, что их объединяло (все они, например, копировали работы Брейгеля Старшего), и в то же время оценить индивидуальность каждого из них — выдается редко. Все картины происходят из коллекции российского бизнесмена Константина Мауергауза, собравшего ее за 15 лет и планирующего создать частный музей фламандской живописи. До 28 июня.
Альфред Эйзенштадт (1898–1995) — легендарная личность. Воевал в Первую мировую, получив там ранение и вернувшись с фронта в Берлин, работал продавцом в галантерейном магазине. А в 1928 году, когда он взял в руки фотоаппарат, решив заняться фотографией профессионально, его судьба круто изменилась. Правда, слава к Эйзенштадту пришла позже, в Нью-Йорке, куда он эмигрировал из Германии в 1935-м и через год начал сотрудничать с только что открывшимся еженедельником Life. За многие годы сотрудничества с этим новостным изданием он создал 90 обложек для него, снял тысячи фотографий. Помимо работ, считающихся сегодня классикой фоторепортажа, как например «День победы над Японией на Таймс-сквер» (1945), Эйзенштадт создал и целую портретную галерею самых знаменитых персонажей ХХ века. Среди них Сальвадор Дали, Джон Кеннеди, Софи Лорен, Мэрилин Монро, Эрнест Хемингуэй, Кэтрин Хепберн и Альберт Эйнштейн. На выставке в Еврейском музее, подготовленной с Мультимедиа Арт Музеем в рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии», — более 50 снимков мастера, в том числе первая проданная им фотография «Девушка, играющая в теннис» (1927), а также поздние работы конца 1970-х. До 24 мая.
Livre d’artiste — книга, иллюстрированная оригинальными эстампами, отпечатанная на изготовленной вручную бумаге небольшим тиражом, жанр, очень полюбившийся художникам ХХ века за свою особую камерность, за возможность диалога визуального со словом. Эрмитажная выставка Paroles peintes (буквально с французского — «слова, написанные кистью») представляет одно из лучших в России собраний livre d’artiste, принадлежащее Марку Башмакову и включающее работы практически всех классиков искусства ХХ века. Это второй показ книг из его собрания в Эрмитаже, хронологическое продолжение прошлогодней выставки. Большинство книг в нынешней экспозиции (куда вошли и издания из эрмитажной коллекции) относится к периоду с середины 1940-х по 1970-е включительно. Это в первую очередь послевоенные шедевры Жоржа Брака, Фернана Леже, Анри Матисса, Хуана Миро, Пабло Пикассо, изменившие традиционный для начала века образ «книги художника», сделав его более живописным и ярким, создав книгу, где визуальное равноценно слову и его смыслу. Многие издания середины 1940-х — середины 1970-х годов представляют собой книги-диалоги, соединяющие эстампы художника с произведением поэта-современника. До 3 июля.