Коллеги из английской версии нашей газеты подготовили серию рейтингов самых посещаемых выставок прошлого года. Топ-лист касается экспозиций по всему свету. В первую очередь мы рассказали о самых популярных тематических показах, а также о фотографических выставках и ретроспективах художников-модернистов. Потом пришла очередь проектов, посвященных декоративно-прикладному искусству и архитектуре и дизайну. Там же можно ознакомиться с результатами в категории «актуальное искусство», где с ощутимым отрывом вперед вырвалась странноватая японская авангардистка Яёи Кусама (ее ретроспективу посетило более 2 млн бразильцев). Теперь подошла очередь трех последних категорий, посвященных классике — от средневекового искусства вплоть до зарождения импрессионизма.
Кстати, рейтинг самых посещаемых музеев и выставок России ищите в бумажной версии TANR.
1. «Рождение импрессионизма» (The Birth of Impressionism) в Национальном художественном центре Токио логично возглавляет хит-парад экспозиций, посвященных XIX веку. Тут все сошлось: японцы, сходящие с ума от Клода Моне и Огюста Ренуара, сами импрессионисты с их Большими бульварами и заводями кувшинок, психологически выверенные портреты и прочие отборные шедевры от Эдуарда Мане до Поля Сезанна (числом 84) из Музея Орсе — и в очередной раз подтвердило этот феномен безмерной японской любви к «впечатлению» повышенной ежедневной посещаемостью в 7547 человек, что в целом составило 696442 посетителя.
2. Эта любовь, видимо, навсегда. Если «Рождение импрессионизма» в Токио показывали во второй половине минувшего года, то 36 картин Клода Моне, взятых напрокат из разных японских музеев, демонстрировали там в начале года на фоне других французских художников, включая Пабло Пикассо. И вновь рекордный результат: выставка «Моне: чувство ландшафта» (Monet: an Eye for Landscapes), в Национальном музее западного искусства в Токио каждый день собирала 4644 зрителя (общее количество проданных билетов достигло 267352).
3. «Карпо: скульптор для империи» (Carpeaux: a Sculptor for the Empire), расширяющая наши представления о запасниках Музея Орсе, актуализирует полузабытую фигуру салонного ваятеля, «последнего мастера большого стиля», украсившего в том числе здание Оперы Гарнье («Танец», скульптурная композиция Жан-Батиста Карпо на фасаде театра, вызвала нешуточный скандал). Посмотреть на «Танец» можно совершенно бесплатно, но если же появлялось желание «прописать контекст» и увидеть, что сделал Карпо за свою длинную жизнь, нужно было покупать билет на его ретроспективу, работавшую на первом этаже бывшего вокзала почти весь прошлый год. Каждый день на творения имперского стиля приходило смотреть 4467 человек. Всего на этот скульптурный проект было продано 372000 билетов.
4. Параллельно ретроспективе Карпо, буквально в соседних залах Музея Орсе, проходила выставка «Гюстав Доре: власть воображения» (Gustave Doré: Master of Imagination), которую посетило 304801 человек при средней посещаемости в 4337 парижан и туристов в день. Основу ее составили иллюстрации Доре к величайшим книгам в истории человечества (от Библии до «Божественной комедии»), а также акварели, картины и даже скульптуры.
5. Более полумиллиона — 576487 зрителей собрали работы Уильяма Блейка, в том числе и его иллюстрации к Библии, привезенные из Великобритании в австралийскую Национальную галерею Виктории. Каждый день на причудливые фантазии главного английского визионера приходило глянуть 3843 жителя и гостя Мельбурна.
6. Между прочим, не меньшим визионером был и норвежский классик Теодор Киттельсен (1857–1914), прославившийся не столько пейзажами, сколько изображениями троллей. Земляки ценят его не меньше экспортного Эдварда Мунка, поэтому на ретроспективу художника, у которой не было даже никакого специального названия (а что тут думать-то, классик — он и есть классик, его же в Норвегии каждая собака знает), в Национальную галерею в Осло приходило 1736 человек ежедневно. Всего ретроспективу автора лесных пейзажей и книги «Черная смерть», награжденного орденом Святого Олафа, посмотрело 129718 патриотически настроенных граждан.
7. На выставке акварелей еще одного регионального гения — Джона Сингера Сарджента (1856–1925) под незамысловатым названием «Джон Сингер Саржджент: акварели» (John Singer Sargent: Watercolours) в бостонском Музее изящных искусств побывало 175686 любителей тонкой, отчетливой живописи, настаивающей на деталях и акцентах. Каждый день экспозицию в Бостоне посещало 1706 человек, что больше, чем когда акварели Сарджента выставлялись в Бруклинском музее Нью-Йорка и в Музее изящных искусств Хьюстона.
8–9. Следующие две строчки занимают достижения вашингтонских галерей Фрира и Саклера, принадлежащих Смитсоновскому институту. Осенью прошлого года здесь показывали «В глуши: ранние работы Джеймса Уистлера» (Off the Beaten Path: James McNeill Whistler), ставшие событием (Уистлер в моде) для более чем полумиллиона (519160) посетителей. Каждый день на его ранние произведения приходило полюбоваться 1488 человек, что немного больше посещаемости в 1420 человек, ежедневно приходивших в мае — августе посмотреть на поздние работы Уистлера, сделанные в Европе. Всего проект «Американец в Лондоне: Уистлер и Темза» (An American in London: Whistler and the Thames) посетило 151943 человека.
10. Художественный музей Хай в Атланте принимал выставку «Американские столкновения» (American Encounters), впервые показанную в Лувре и посвященную американской жанровой живописи XIX века, включенной в контекст аналогичной голландской и английской традиций. В этом году в Лувре показали другой проект из этой же серии, посвященный американскому натюрморту, облагороженному соседством с Шарденом (в Атланте эту экспозиция планируют на конец 2015-го). Кураторская мысль очевидна и хорошо вписывается в отчетливый региональный тренд, прослеживаемый и в других составляющих этого рейтинга: в XIX веке искусство еще не было интернациональным и, хотя в целом подчинялось общим тенденциям развития, в каждой стране существовало наособицу. Поэтому французы показывают Карпо и Доре, норвежцы — Киттельсена, американцы активно посещают выставки своих национальных звезд (особенностей провинциальных жанристов в Атланте пришло причаститься 130880 человек при средней цифре в 1298 посетителей в день), и только японцы совершенно бескорыстно любят импрессионистов в любом количестве и изводе. Чем, впрочем, вполне напоминают и московских зрителей.
1. Топ в этой части рейтинга The Art Newspaper возглавляет выставка «Ренессансные мадонны» (Renaissance Virgins) в Музее Соумайа, самом посещаемом в Мексике, с рекордной цифрой в 566228 проданных билетов, по которым на экспозицию с 30 апреля по 1 сентября каждый день приходило 4530 человек.
2. «От геральдической лилии до „Давида“. Гражданское искусство Флоренции от Средневековья до Ренессанса» (From the Fleur de Lis to the David. Civic art in Florence from the middle ages to the renaissance) во флорентийской Галерее Академии рассказывает о развитии «общественно значимого искусства» со времен, предшествующих Медичи, и вплоть до того момента, когда городское искусство Флоренции расцвело беспрецедентным цветом. Кураторы напоминают, что общепризнанные шедевры, вошедшие во все учебники и антологии, вроде микеланджеловского «Давида», поначалу были частью общественного украшательства, пытающегося расцветить «унылую средневековую жизнь». Попытка кураторов показать не самые известные и туристически раскрученные места тосканской столицы ежедневно привлекала 4487 посетителей, составивших за полгода работы выставки гигантскую цифру в 916083 проданных билета.
3. Персоналка Эль Греко, преподносящая его как одного из предвестников модернизма и построенная на параллелях с искусством XIX и ХХ веков из мадридского Прадо, шла с июня по октябрь 2014 года. «Эль Греко и модернизм» (El Greco and Modern Painting) стала одним из самых шумных и ярких музейных блокбастеров прошлого года: 3901 человек ежедневно, 401774 проданных билета.
4. Вермееровская «Девушка с жемчужной сережкой», прописанная в гаагской галерее Маурицхёйс, гастролировала в Болонье (палаццо Рембрандт) всю весну прошлого года. Собранная специально под нее выставка голландской живописи, включающая шедевры от Рембрандта до Франса Халса, Яна Стена и Герарда Терборха, «Девушка с жемчужной сережкой: от Вермеера до Рембрандта» (Girl with a Pearl Earring: Vermeer to Rembrandt) заинтересовала 342629 посетителей (3202 человека ежедневно).
5. Та же самая выставка во главе с эмблематической «Девушкой с жемчужной сережкой» осенью гастролировала в нью-йоркской Коллекции Фрика, где под названием «Вермеер, Рембрандт и Халс» (Vermeer, Rembrandt and Hals) собрала 235000 зрителей при средней посещаемости в 3121 человек в день.
6. Первая за последние 30 лет максимально полная выставка гравюр Альбрехта Дюрера во франкфуртском Музее Штеделя шла с октября 2013 года по февраль 2014-го, заинтересовав 258577 посетителей. Каждый день на точеное дюреровское искусство приходило посмотреть 2992 человека.
7. На выставке «Весна Ренессанса» (The Springtime of the Renaissance) в Лувре показывали флорентийское искусство (живопись и скульптуру) XVI века. 140 работ из не самых центровых собраний столицы Тосканы собирали в самом посещаемом музее мира по 2486 человек ежедневно, а в целом 214870 зрителей.
8. Выставочный Центр Пола Гетти в Лос-Анджелесе никого приглашать не стал, но обошелся собственными силами, показав на выставке «От рококо до Французской революции» (Rococo to Revolution) графику и рисунки французских художников с 1715 (год смерти Людовика XIV) по 1789 год. Экспозицию посетило 176406 человек, или 2475 посетителей ежедневно.
9. Иерусалимский Музей Израиля впервые показывал в своих стенах «Благовещение Сан Мартино» — фреску Сандро Боттичелли из собрания галереи Уффици (Botticelli: The Annunciation). На композицию, некогда украшавшую вход в чумную больницу, каждый день приходило посмотреть 2465 человек, собрав итоговую цифру в 285921 проданный билет.
10. «От Караваджо до Каналетто» (Caravaggio to Canaletto), обыгрывающая в своем названии шлягер Эннио Морриконе, в Музее изобразительных искусств Будапешта — это еще один пример удачного тематического блокбастера, включавшего 140 работ 100 лучших итальянских художников, собранных по музеям Европы и Северной Америки. Усилия кураторов оценило 151787 человек при среднестатистической цифре в 1551 посещение каждый день.
1–5. Все выставки, посвященные Средним векам, попавшие в восьмерку самых посещаемых проектов 2014 года по версии The Art Newspaper, проходили в США. Причем первые пять строчек занимают проекты лос-анджелесского Центра Пола Гетти. Первые четыре проекта показывали в самом Музее Гетти, пятый — на Вилле Гетти, особом выставочном пространстве, оформленном под Виллу папирусов в Геркулануме. Почему-то именно сюда из Национальной художественной галереи в Вашингтоне переехала выставка византийского искусства «Земля и небо» (Heaven and Earth: Art of Byzantium) (1077 посетителей ежедневно при общей цифре в 128422 зрителя). Впрочем, другая часть той же самой выставки со слегка видоизмененным подзаголовком (Heaven and Earth: Byzantine Illumination at the Cultural Crossroads) под точно таким же названием проходила в основном здании Центра Гетти, заняв первую строчку этого рейтинга (1521 посетитель ежедневно при общей цифре в 117560 зрителей).
Соответственно «Галантность в Средние века» (Chivalry in the Middle Ages) заняла второе место (1404 посетителя ежедневно, 175958 человек всего), «Чудеса и мученики: святые Средних веков» (Miracles and Martyrs: Saints in the Middle Ages) — третье (1297 посетителей ежедневно, 197512 человек всего), а показ шести витражей из Кентерберийского собора и Сент-Олбанской псалтыри XII века на выставке «Сокровища из церкви и монастыря» (Treasures from Church and Cloister) — четвертое (1291 посетитель ежедневно, 146802 человека всего).
6–7. Две следующие выставки проходили в нью-йоркском Метрополитен-музее. Здесь на выставке «Сияющий свет» (Radiant Light) тоже показали витражи из Кентерберийского собора, впервые за свою историю покинувшие родные стены. Каждый день на них приходило посмотреть 924 человека, что позволило собрать общую цифру в 75736 посещений. А на «Средневековые сокровища из Хильдесхайма» (Medieval Treasures from Hildesheim), немецкого города в Нижней Саксонии, сумевшего в удивляющей полноте и свежести сохранить старинные предметы культа, никогда не уезжавшие из Европы, каждый день приходило взглянуть 737 посетителя (всего выставку посетило 79563 человека).
8. «Чудеса миниатюры: Мастер Клод» (Miracles in Miniature: the Master of Claude) в нью-йоркской Библиотеке и музее Моргана представляла работы «последнего великого французского иллюстратора», жившего в Туре (долина Луары) в 1508–1520 годах. Все работы Мастера Клод (примерно две дюжины) приобретены библиотекой за последнее время: это и манускрипты, и отдельные миниатюры, и молитвенник, который художник создал для королевы Франции, первой жены Франциска I. Королеву звали Клод, тогда как имя самого мастера неизвестно. Но теперь его обозначают через имя королевы, которой он служил своим мелкоскопическим искусством. Каждый день специально на выставку Мастера Клод приходило взглянуть 408 человек, обобщенных в конечной цифре в 37865 посещений.