18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Военно-исторические выставки открываются по всей стране

Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Нижнего Новгорода, Ростова и Царского Cела откликнулись на юбилей Победы

Накануне майских праздников, 30 апреля, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве открылась подготовленная к 70-летию Победы выставка «Хранители. Война и мир в музее. ГМИИ им. А.С.Пушкина в 1941–1955 годах». Она посвящена работе музейщиков в годы Великой Отечественной и в первое послевоенное десятилетие. Выставка рассказывает о том, как сначала спасали от гибели здание и коллекции ГМИИ, а позднее сохраняли и реставрировали пострадавшее во время войны собрание Дрезденской галереи.

В Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге начала работу выставка «Идет война народная». Помимо живописных, графических и скульптурных произведений Ореста Верейского, Александра Дейнеки, Петра Кончаловского, Кукрыниксов, Веры Мухиной и других классиков советского искусства, в экспозицию включены наброски, плакаты, фотографии и фрагменты документальной хроники, дающие живое представление об атмосфере военных лет.

В Музее-диораме Пермского краеведческого музея открылась выставка «Шли эшелоны на фронт». Оригинальность выставочной идеи заключается в том, что основой всей экспозиции и отправной точкой осмотра выбран вокзал. Вокзал — это место встречи фронта и тыла, место, где пересекались пути огромного числа проезжавших через город, с него провожали на войну, отправляли грузы на фронт, туда же прибывали эвакуированные предприятия, организации и люди. Из выставочного вокзала можно не только «выйти» в тыловой город и попасть в жилище того времени (представлен интерьер квартиры военных лет), но и отправиться с него вместе с воинским эшелоном на запад и «оказаться на фронте», стать свидетелем основных сражений войны.

В Культурно-выставочном центре «На Ростовской» Переславль-Залесского государственного музея-заповедника проходит выставка «Просмотрено Военной Цензурой», на которой представлены письма переславцев с фронтов Великой Отечественной. На каждом стоит штамп «просмотрено военной цензурой». Организаторы выставки полагают, что сегодня «важно познакомить посетителей с коллекцией писем переславцев-фронтовиков и приблизить уже далекую Великую Отечественную войну к каждому, отдельно взятому человеку». В собрании музея хранятся целые подборки писем многих фронтовиков, по этим документам можно восстановить историю каждого автора и даже историю их семей. Помимо писем, посетители увидят стихи и рисунки солдат, выполненные в перерывах между боями, документы и фотографии. К примеру, здесь представлены уникальные кадры Николая Ширшина — фотографа политотдела Спецчастей 5-й Ударной армии. Они были сделаны в мае 1945 года в Берлине.

В Новгородском кремле у Дворцовой башни открылась выставка-инсталляция: в 11 арочных стенных ниш помещены редкие кадры освобожденного от немцев Новгорода из собрания Новгородского государственного объединенного музея-заповедника и частных коллекций. Дизайн пространства дополняют большие разбитые оконные рамы, создающие ощущение присутствия зрителей на месте событий. Перед арками экспонируется военная техника и вооружение времен войны. В нижней части Дворцовой башни работает интерактивная выставка, посвященная послевоенному Новгороду. После освобождения города люди жили даже в уцелевших башнях кремля. В небольшом помещении воссоздана обстановка тех лет: в быту использовалось брошенное военное имущество и снаряжение, в ход шло все вплоть до остатков вооружения и боеприпасов. Посетители могут попробовать настоящий морковный чай и сухари, приготовленные по рецепту 1940-х годов.

В Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» начала работу выставка «Свидетели великой эпохи». На ней жизнь небольшого тылового города представлена через подлинные предметы тех лет. Основными экспонатами стали повседневные вещи, образцы продукции предприятий города и района, воинское обмундирование, медицинское оборудование, трудовые награды, а также фотографии и документы. С их помощью рассказывается о мирной жизни накануне войны и о том, как она изменилась с началом лихолетья.

Нижегородский государственный художественный музей с 9 мая приглашает посетить выставку «Живи и помни». На ней представлено более 80 произведений живописи, графики и скульптуры на военную тему известных советских мастеров: Владимира Богаткина, Ореста Верейского, Евгения Вучетича, Владимира Гаврилова, Александра Дейнеки, Льва Кербеля, Ивана Козловского, Александра Кокорина, Юрия Кугача, Веры Мухиной, Алексея Пахомова, Аркадия Пластова. Здесь же изделия палехских мастеров из собрания музея и произведения горьковских (нижегородских) художников Павла Гусева, Владимира Данелюка, Андрея Никифорова, Анатолия Самсонова, Сергея Тумакова, прошедших дороги войны, служивших связистами, артиллеристами, разведчиками.

В павильоне «Верхняя ванна» Екатерининского парка Государственного музея-заповедника «Царское Село» 9 мая начнет работу выставка «И однажды откроется дверь…». В экспозиции будут представлены предметы, которые были вывезены из музея в период оккупации города Пушкин и в разные годы, в том числе совсем недавно, вернулись в родные стены. Благодаря усилиям сотрудников музея-заповедника было возвращено более 100 предметов из исторической коллекции: живопись, мебель, фарфор, а также несколько тысяч книг из императорской библиотеки. Поистине бесценные экспонаты — один из двух парных комодов русской работы 1760-х годов и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», выполненная во Флоренции в 1753-м. Оба предмета находились до войны в Янтарной комнате. Еще один спасенный раритет — подлинная скульптура фонтана «Молочница» («Девушка с кувшином») работы Павла Соколова. В начале Великой Отечественной войны, перед вступлением в Пушкин немецких захватчиков, статую закопали в землю. Благодаря этому фонтан сохранился.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+