ГМИИ им. А.С.Пушкина в годы Великой Отечественной войны, выставка о том, как итальянский архитектор эпохи Возрождения повлиял на русскую архитектуру, — в Царицыне и в Музее архитектуры, первая в России ретроспектива концептуалиста Йозефа Кошута в Мультимедиа Арт Музее.
Все первые три года войны в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, попавшем под четыре бомбардировки, которые серьезно повредили его здание и крышу, сотрудники зимой выносили снег, весной и осенью — воду. Отдельная история — спасение экспонатов. Часть произведений (скульптура, картины, древнегреческие вазы, монеты) была тщательно упакована и отправлена в эвакуацию в Новосибирск. Остальные экспонаты были перенесены в подвалы, а оставшиеся в залах, где зимой температура опускалась до минус 15 градусов, — тщательно защищены. На выставке «Хранители. Война и мир в музее», посвященной этим драматическим событиям, можно увидеть редкие архивные фотографии, рассказывающие о жизни ГМИИ в те годы, оригинально оформленные архитектором Юрием Аввакумовым и распределенные по всем экспозиционным залам. Еще одна важная военная тема — выставка 1955 года спасенных советскими солдатами картин Дрезденской галереи перед их возвращением на родину — тоже представлена в фотографиях. Кроме того, в одном из залов спустя десятилетия экспонируется картина Никола Пуссена «Царство Флоры» (до 26 июня), предоставленная Дрезденской галереей в честь 60-летия возвращения коллекции. До 21 июня.
Наследие великого итальянского архитектора Андреа Палладио (1508–1580) для русского зодчества имело огромное значение начиная с XVIII по ХХ век включительно. Самое знаменитое произведение итальянца — вилла Ротонда — стало главным архитектурным образцом в России в эпоху неоклассицизма для церковного зодчества, строительства дворцов и усадеб. В России работали приглашенные Екатериной II палладианцы Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги, а вскоре сложилась и выдающаяся русская школа палладианства, начавшаяся с зодчего Николая Львова и не прерывавшаяся до ХХ века, когда были возведены классические постройки Ивана Жолтовского, Ивана Фомина, Алексея Щусева и даже конструктивистов в лице Константина Мельникова. Все это богатейшее наследие, охватывающее три столетия, разделено на две экспозиции (в Хлебном доме Государственного музея-заповедника «Царицыно» — с XVIII по начало ХХ века, в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева — ХХ век) и включает архитектурные рисунки, проекты, чертежи, макеты, редкие архивные документы, живописные произведения Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского, Виктора Борисова-Мусатова, Игоря Грабаря, Александра Бенуа и Василия Кандинского практически из всех отечественных музеев и архивов. До 26 июля.
Планы устроить выставку Джозефа Кошута, которого считают отцом концептуального искусства, Мультимедиа Арт Музей лелеял с 2006 года, но по разным причинам ее осуществление все время откладывалось. Между тем творчество Кошута, одного из главных действующих лиц на послевоенной художественной сцене, заявившего в своем эссе-манифесте в 1960-е, что пришло время задавать вопросы о природе искусства, исследовать и изображать смыслы, заключенные в словах, вместо создания традиционных визуальных образов, имело решающее значение для наших художников нонконформистов, прежде всего представителей так называемого московского концептуализма: для Ильи Кабакова, Андрея Монастырского, Дмитрия Пригова, Виктора Пивоварова и других. В Москву привезли 40 неоновых работ Кошута, выполненных им с 1965 по 2011 год. С неоном Кошут начал работать в 1960-е, используя его уже полвека как форму «публичного письма» из светящихся слов, тавтологически повторяющих свой собственный вид и смысл. До 21 июня.