«100 лет итальянского искусства: великое и восхитительное» — так названы первые торги, посвященные итальянскому модернизму, которые 13 мая проведет в Нью-Йорке аукционный дом Phillips. Перед торгами о новых достижениях Phillips Татьяне Маркиной рассказала Светлана Марич, заместитель главы аукционного дома и глава департамента современного искусства в Европе.
С тех пор как этот старинный аукционный дом, много раз менявший профиль, был приобретен Mercury Group (российской компанией, специализирующейся на товарах категории люкс), Phillips занимался современным искусством, дизайном и фотографией. Теперь он осваивает новые области. В частности, проводит в Нью-Йорке свой первый аукцион итальянского модернизма. Собирать для него предметы был приглашен один из самых знаменитых кураторов и теоретиков современного искусства — Франческо Бонами. В его послужном списке — основной проект Венецианской биеннале, выставка Manifesta и издание модного интеллектуального журнала Flash Art.
Чем Phillips отличается от других аукционных домов?
Phillips — очень динамичный аукционный дом, в котором новорожденные идеи достаточно быстро становятся реальностью. Это его главное отличие от других аукционных домов, которое позволяет нам быстро расти и развиваться.
Какие новые направления сейчас осваивает аукционный дом?
В мае в Женеве состоится первый аукцион часов. В ноябре мы запускаем аукционы в Гонконге, где мы также начнем с часов, а потом откроем отдел современного искусства.
Phillips изобрел новый вид аукциона — кураторские торги, когда вы приглашаете кого-то великого, чтобы формировать аукцион. Как вы выбираете куратора — и как он выбирает работы на торги?
Критерии очень простые: мы выбираем лучших кураторов, а они выбирают лучшие работы. Наша цель — делать интересные, яркие аукционы, на которых наши клиенты могут приобрести редкие и важные произведения искусства.
Phillips немного отступает от обычного своего формата — работать только с современным искусством. Появились итальянские торги и немного модернизма на ближайшем аукционе современного искусства в Нью-Йорке (Пикассо и Бранкузи). Зачем это?
Выставлять современное искусство вместе с произведениями модернизма мы стали из практических соображений: очень часто коллекционеры собирают оба периода и предлагают нам на продажу и то, и другое. С экспозиционной точки зрения в этом есть логическая преемственность, у покупателей появляются более широкие возможности коллекционирования.
Phillips принадлежал приоритет в этой области продаж современного русского искусства. Как ваш аукционный дом продвигает русских художников и как заинтересовать международный арт-рынок русским современным искусством?
Продвигать художников аукционный дом может одним способом — выставлять их работы на торги и предлагать их коллекционерам. Что мы и делаем. Но аукционная продажа — это, по сути, финальная стадия в цепочке формирования рыночного успеха художника. И успех продажи — результат долгой работы галеристов, кураторов, музеев, когда выстраивается присутствие художника на арт-рынке. Мы же этот результат только закрепляем.