18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Российский павильон: красное и зеленое

На биеннале прошло торжественное открытие российского национального павильона

На этот раз спроектированная Алексеем Щусевым в 1914 году постройка претерпела изменения, а точнее, вернулась к истокам: павильон сменил привычный бежевый цвет на бутылочный зеленый. Таким его первоначально задумывал архитектор, и на нем настояла художница Ирина Нахова, представляющая Россию на биеннале в этом году и продолжающая ряд московских концептуалистов, которых последние шесть лет на биеннале привозит фонд Stella Art Foundation. Изменить цвет павильона художница решила сразу же, как увидела постройку — впервые в жизни, — решив, что в более темном цвете он лучше впишется в пространство садов. Проект этого года так и называется — «Зеленый павильон». Перекрашивать культурное наследие организаторам не позволили, поэтому стены, кроме по-прежнему белых элементов декора, покрывают плотно прилегающие листы гипсокартона. Новый имидж был благосклонно воспринят публикой, однако вызвал споры о том, не слишком ли цвет постройки синий, чтобы считаться зеленым.

Церемония открытия собрала весь цвет отечественной и международной художественной сцены: в очереди можно было увидеть основательницу Музея современного искусства «Гараж» Дашу Жукову, художницу Марину Абрамович, исполнительного директора Московского музея современного искусства Василия Церетели, мецената Виктора Вексельберга. Представителей Министерства культуры РФ на открытии замечено не было. Куратор проекта Маргарита Мастеркова-Тупицына для церемонии оделась в главный цвет павильона: перед публикой она появилась в ярко-зеленом костюме.


Помимо цвета, другим радикальным новшеством в российском павильоне стало появление в нем женщины-художницы не как участницы групповой экспозиции, а как автора персонального проекта. Почему проекту Ирины Наховой предшествовало 100-летнее молчание женщин, по ее словам, для нее самой загадка. «Я очень рада, что так наконец произошло, это заслуга всех женщин-художниц, но, честно говоря, наше общество не так уж изменилось, оно все равно патриархальное и становится, как ни странно, еще патриархальнее. Я вижу, что даже в образованном обществе женщины рассматриваются как какое-то украшение стола. Может быть, это будет первый шаг на пути к цивилизованному равноправному обществу», — сказала она.

Сам проект, впрочем, далек от идеи борьбы за равноправие, в его создании Нахова исходила из архитектуры павильона. Его конструкция, разделенная на отдельные выставочные пространства, подтолкнула художницу к возвращению к своим «Комнатам» — серии инсталляций, когда она с 1983 по 1987 год преобразовывала пространство одной из комнат собственной квартиры. Инсталляций, как и пространств в щусевском павильоне, было пять. «Зеленый павильон», по словам Наховой, построен по принципу ее собственных снов.

В первом, тесном, выкрашенном темно-серой краской, помещении посетителей встречает огромная голова пилота в шлеме и кислородной маске, глазами следящая за зрителем. По замыслу он должен символизировать некий собирательный образ художника, внемлющего, но не говорящего. 
Затем посетители переходят в центральный зал, где царит кромешная темнота и светится только стеклянный квадрат в полу по центру. Как и два года назад в проекте художника Вадима Захарова «Даная», участок пола был демонтирован, для того чтобы объединить этажи. Под стеклом на пол первого этажа проецируется видео с природными образами: водой, деревьями и землей с червями. Сама Нахова об этой инсталляции рассказывает со смехом: «Все мы будем в могиле, в червях — для меня это не страшно. Я люблю цитировать Николая Заболоцкого: „из берцовой из кости будет деревце расти“». Встать на квадрат решаются немногие, и над ними раздвигается люк, открывающий небо. Здесь зритель должен оказаться в медитативном состоянии между прошлым и настоящим. Маргарита Тупицына ассоциирует этот зал с «Черным квадратом» Казимира Малевича, интерпретация которого тоже полностью зависит от зрителя.

На контрасте с центральным залом работает последняя комната на втором этаже, где использованы два очень агрессивных цвета, знаковых для истории России, — революционный красный и военный зеленый, смешивающиеся в абсурдный камуфляж. Здесь посетители долго не задерживаются: начинает болеть голова. Это кошмарный сон о катастрофах, которые не должны случиться, — от падения Римской империи до трагедии 9 сентября и Донецка.

Нижний зал для Наховой связан с прошлым: проецируемый видеоряд составлен из фрагментов ее личного семейного архива и образов случайных людей, занимающихся обыденными делами. В этом театре теней можно разглядеть и любительское видео с недавних протестных демонстраций в Москве. «У страны без прошлого нет будущего», — говорит Нахова и показывает историю России через персональную историю своей семьи. На лицах людей с фотографий появляются кружки, которыми ее мама с болезнью Альцгеймера в последние годы своей жизни обводила тех, кого она узнавала. Вслед за кружочками лица оказываются зачеркнутыми в память о репрессиях, когда людей не только уничтожали физически, но и вымарывали из истории — из архивов и с фотографий.

В демонстрации истории Нахова не отрывается от архитектуры: все формы, в которые включены фотографии и видео, позаимствованы из построек Щусева — от русского стиля до сталинского ампира. Соединяет первый и второй этаж небольшое пространство, где представлена связь нынешнего проекта с предыдущими. Большую часть стены занимает фотография акции «Русский мир» группы «Коллективные действия», куда попали одновременно Илья Кабаков, Андрей Монастырский, Вадим Захаров и сама Ирина Нахова, что, по замечанию Маргариты Тупицыной, редкое везение, так как именно их персональные проекты располагались в российском павильоне биеннале в период с 1993 по 2015 год. В этом же зале показывают видеозапись интервью Ирины Наховой с Андреем Монастырским в Комнате номер 2.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+