Экономический кризис в Бразилии негативно отразился на культурной жизни: сорвалось несколько крупных выставок. В феврале бразильский реал упал до 10-летнего минимума, за последние пять месяцев потеряв около 30% своей стоимости по отношению к доллару. В некоторых штатах, включая Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и Минас-Жерайс, — нехватка питьевой воды и перебои с электричеством, а недавно еще и разгорелся крупный коррупционный скандал, в центре которого оказалась бразильская государственная нефтяная компания Petrobras, прежде один из главных спонсоров арт-мероприятий.
Около миллиона бразильцев вышли на улицы 15 марта, требуя объявить импичмент президенту Дилме Руссефф, бывшему министру энергетики.
Основные музеи стали переносить выставки, запланированные на конец этого года и начало следующего. Так, Культурный центр Банка Бразилии был вынужден отложить ретроспективу известнейшего американского художника Эдварда Хоппера, намеченную на октябрь, а также выставку шедевров из Лувра, которая должна была состояться в следующем году.
Ретроспектива Марины Абрамович (Terra Comunal, до 10 мая) в Сан-Паулу в Центре Помпея Социальной службы коммерции (SESC) теперь вряд ли отправится на гастроли, как это изначально предполагалось, а выставка окаменелых костей динозавров из Американского музея естественной истории, которая должна была пройти в Интерактивном музее науки Катавенту во второй половине этого года, по всей видимости, сорвется.
Один из самых известных в стране центров современного искусства, «Инхотим» в штате Минас-Жерайс, отложил открытие двух павильонов, посвященных работам швейцарского фотографа Клаудии Андухар и датского художника Олафура Элиассона. Изначально планировалось открыть их еще в сентябре 2014 года. Причина задержки — падение стоимости железа, уверен исполнительный директор центра Антонио Грасси. А так как Бернардо Пас, основатель «Инхотима», большую часть своего состояния сколотил как раз на его добыче, то обеспечить свою 30%-ю долю от $12,3 млн — общего годового бюджета «Инхотим» — в этом году ему не так легко, объясняет Грасси.
Другие страдают не меньше. Автомобильная промышленность в 2014 году упала на 16% по сравнению с 2013 годом, поэтому концерны, например, FIAT, с трудом могут финансировать культурные события с таким же размахом, как прежде, в более удачные годы. Дом культуры FIAT в Белу-Оризонти, вероятно, отложит на время выставку работ Орацио и Артемизии Джентилески.
Не говоря уже об экономических проблемах, сама по себе организация выставки в Бразилии — процесс хлопотный и трудоемкий. Согласно так называемому закону Руане большинство выставок финансируется за счет налоговых льгот, которые правительство предоставляет компаниям, а бюджет должен быть утвержден в местной валюте примерно за год до их открытия. Из-за обвала бразильского реала многие спонсоры остались без средств. Компания Petrobras не вложила ни сентаво в искусство по схеме Руане с 2012 года, когда на эти цели ею было выделено $16,6 млн. «Нефтяной гигант перестал играть ключевую роль в поддержке культуры», — считает Мария Игнез Мантовани, куратор таких популярных выставок, как, например, Импрессионизм. Париж и современность в Культурном центре Банка Бразилии в 2013 году. Досадно, что кризис разразился как раз на фоне бума выставок в стране: здесь состоялась половина из десяти самых посещаемых в мире выставок в прошлом году. «Мы наблюдали подъем, а сейчас становимся свидетелями упадка, что в общем-то очень печально, так как окно в мир только-только начало открываться», — вздыхает Арнальдо Шпиндель, директор компании Base 7.