18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Застой в экономике Бразилии ударил и по искусству

№33
Материал из газеты

Музеи и галереи по всей стране откладывают или отменяют выставки из-за отсутствия спонсоров. В некоторых штатах и вовсе не до искусства: нехватка питьевой воды и перебои с электричеством, коррупционные скандалы не добавляют энтузиазма директорам художественных институций

Экономический кризис в Бразилии негативно отразился на культурной жизни: сорвалось несколько крупных выставок. В феврале бразильский реал упал до 10-летнего минимума, за последние пять месяцев потеряв около 30% своей стоимости по отношению к доллару. В некоторых штатах, включая Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и Минас-Жерайс, — нехватка питьевой воды и перебои с электричеством, а недавно еще и разгорелся крупный коррупционный скандал, в центре которого оказалась бразильская государственная нефтяная компания Petrobras, прежде один из главных спонсоров арт-мероприятий.

Около миллиона бразильцев вышли на улицы 15 марта, требуя объявить импичмент президенту Дилме Руссефф, бывшему министру энергетики.

Основные музеи стали переносить выставки, запланированные на конец этого года и начало следующего. Так, Культурный центр Банка Бразилии был вынужден отложить ретроспективу известнейшего американского художника Эдварда Хоппера, намеченную на октябрь, а также выставку шедевров из Лувра, которая должна была состояться в следующем году.

Никуда не едем

Ретроспектива Марины Абрамович (Terra Comunal, до 10 мая) в Сан-Паулу в Центре Помпея Социальной службы коммерции (SESC) теперь вряд ли отправится на гастроли, как это изначально предполагалось, а выставка окаменелых костей динозавров из Американского музея естественной истории, которая должна была пройти в Интерактивном музее науки Катавенту во второй половине этого года, по всей видимости, сорвется.

Один из самых известных в стране центров современного искусства, «Инхотим» в штате Минас-Жерайс, отложил открытие двух павильонов, посвященных работам швейцарского фотографа Клаудии Андухар и датского художника Олафура Элиассона. Изначально планировалось открыть их еще в сентябре 2014 года. Причина задержки — падение стоимости железа, уверен исполнительный директор центра Антонио Грасси. А так как Бернардо Пас, основатель «Инхотима», большую часть своего состояния сколотил как раз на его добыче, то обеспечить свою 30%-ю долю от $12,3 млн — общего годового бюджета «Инхотим» — в этом году ему не так легко, объясняет Грасси.

Другие страдают не меньше. Автомобильная промышленность в 2014 году упала на 16% по сравнению с 2013 годом, поэтому концерны, например, FIAT, с трудом могут финансировать культурные события с таким же размахом, как прежде, в более удачные годы. Дом культуры FIAT в Белу-Оризонти, вероятно, отложит на время выставку работ Орацио и Артемизии Джентилески.

Не говоря уже об экономических проблемах, сама по себе организация выставки в Бразилии — процесс хлопотный и трудоемкий. Согласно так называемому закону Руане большинство выставок финансируется за счет налоговых льгот, которые правительство предоставляет компаниям, а бюджет должен быть утвержден в местной валюте примерно за год до их открытия. Из-за обвала бразильского реала многие спонсоры остались без средств. Компания Petrobras не вложила ни сентаво в искусство по схеме Руане с 2012 года, когда на эти цели ею было выделено $16,6 млн. «Нефтяной гигант перестал играть ключевую роль в поддержке культуры», — считает Мария Игнез Мантовани, куратор таких популярных выставок, как, например, Импрессионизм. Париж и современность в Культурном центре Банка Бразилии в 2013 году. Досадно, что кризис разразился как раз на фоне бума выставок в стране: здесь состоялась половина из десяти самых посещаемых в мире выставок в прошлом году. «Мы наблюдали подъем, а сейчас становимся свидетелями упадка, что в общем-то очень печально, так как окно в мир только-только начало открываться», — вздыхает Арнальдо Шпиндель, директор компании Base 7.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+