Первые пробы методов восстановления росписей были сделаны в январе текущего года в рамках дорогостоящей (£7 млн) реставрации шедевра британского барокко — Расписного зала в Старом королевском военно-морском колледже Гринвича, расположенном к юго-востоку от Лондона.
Среди задач этого «беспрецедентного» проекта — использование новаторских методов расчистки и укрепления настенной и потолочной росписи площадью 3,7 тыс. м2, а также обеспечение доступа публики к месту работ, проходящих на 16-метровой высоте.
Этот зал головокружительной высоты, спроектированный Кристофером Реном и Николасом Хоксмуром, служил столовой для ветеранов военно-морского флота, «гринвичских пенсионеров», в госпитале для моряков, ставшем частью колледжа. Джеймс Торнхилл расписывал его 19 лет начиная с 1708 года. Авторству этого английского художника, который, как долгое время считалось, уступал в мастерстве только своим итальянским современникам, принадлежат и росписи в куполе собора Святого Павла в Лондоне.
Реставрация росписей западной стены здания завершилась в 2013 году. Главным объектом второй и гораздо более масштабной фазы работ, на которую в прошлом году выделили £2,77 млн из фонда Heritage Lottery, станет плафон главного Нижнего зала площадью 500 м2.
В центре потолочной росписи, прославляющей военно-морскую доблесть Британии, — изображение Вильгельма Оранского и Марии II, восседающих на небесном троне. Под ногами Вильгельма сжимает меч французский король Людовик XIV. Сегодня изображения эти покрыты загрязнениями, они пострадали от пыли, грязи, выцветания лака и отслоения красочного слоя. Большой урон нанесли прямые солнечные лучи и многочисленные дымные ужины. Одно из предложенных решений заключается в том, чтобы установить на окна жалюзи и позволить зрителям продолжать наслаждаться эффектами света, который, благодаря планировке Рена, проникает внутрь здания. Чтобы подчеркнуть изменения, здесь установят новую систему освещения.
Торнхилл писал маслом по штукатурке, покрытой, судя по всему, масляным грунтом. Последний раз эти произведения очищались и покрывались лаком в 1950-е годы. Команду реставраторов из четырех-шести специалистов со всей Европы возглавит Стивен Пейн из Paine & Stewart. Он намерен провести «исключительно бережную» очистку и планирует использовать мягкие растворители, по возможности на гелевой основе, чтобы «скорее размягчить слои, чем растворить их».
«Сейчас Торнхилл практически забыт, однако с художественной точки зрения он просто потрясающий мастер. [Росписи] станут более четкими, резкими и яркими… они будут создавать резонанс», — говорит Пейн. Он полагает, что восстановительные работы, помимо прочего, могут раскрыть новую информацию, например, об оружейном деле той эпохи. Основная проблема Heritage Lottery связана с доступом публики к реставрируемым пространствам: присутствие посетителей требует использования самых безопасных веществ. По оценкам руководителей проекта, который будет осуществлен в 2016 году, посмотреть, как проходят реставрационные работы, смогут около 10 тыс. человек, которые поднимутся на строительные леса с помощью специального лифта. Организаторы хотят дать зрителям возможность попасть и в еще более высокий парадный вестибюль, проложив маршрут по 11 этажам строительных лесов к 30-метровому куполу, который Торнхилл украсил изображениями четырех ветров.
За каждый квадратный ярд (0,84 м2) потолочной росписи Торнхилл получал плату в £3. Сегодня восстановительные работы на ней обойдутся в £675 за квадратный ярд. Пейн предпочитает работать с маленькой командой реставраторов, ведь надо быть уверенным в единообразии технологии обработки по всей поверхности.
Уилл Пэлин, заведующий реставрацией зданий колледжа, считает Расписной зал «одним из величайших художественных сокровищ Лондона», жемчужиной барокко, до недавнего времени практически незнакомой широкой публике. «Это беспрецедентный по своему масштабу проект. Мы находимся на неизведанной территории», — говорит он.