18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Караваджо c разных точек зрения

№33
Материал из газеты

Творчество художника подчас получает прямо противоположные толкования

Книги Caravaggio: Reflections and Refractions (Караваджо: отражения и искажения) и Caravaggio’s Pitiful Relics (Бренные останки Караваджо) можно рассматривать как два полюса на противоположных концах напряженного поля исследований творчества этого мастера. Редакторы первой, Лоренцо Периколо и Дэвид Стоун, указывают на «истощение и запутанность современных научных исследований его творчества», предлагая «реконструировать исторический контекст, изучить направления эволюции, опираясь на спектр хорошо разработанных методов, которые может дать лишь убедительная интерпретационная работа, анализ… итальянского и всего европейского искусства XVII века». В свою очередь, Тодд Олсон утверждает: творчество Караваджо римского периода представляет собой одну сплошную метонимию реликвий и мощей. Периколо и Стоун считают Караваджо призмой, сквозь которую можно заново увидеть самосознание художника и методы создания картин, характерные для эпохи барокко. Тогда как Караваджо Олсона «жил на пороге эпохи, когда базовые знаковые системы искусства были разрушены». Более пристальный анализ обнаруживает, что несходство научных подходов здесь скорее кажущееся, чем действительное, это более симптом закоснелости научных привычек, нежели противоядие от них. Разногласия одновременно и усиливаются, и избегаются в поле, где все еще можно апеллировать к «научной основательности».

Статьи из Отражений и искажений следуют существующей традиции научных работ, посвященных «реализму» Караваджо. В них он показан как иммигрант, вынужденный приспосабливаться к существующему в Риме арт-рынку.
Олсон заставляет материал работать в историческом ключе, давая интерпретации картин, внимательно относясь к деталям, структуре, цвету, намеку, иронии, а также к тому, как творчество великого мастера противится интерпретации. Он привлекает новый материал, констатируя: мир Караваджо — «схваченное настоящее». Двигающимся телам тут отведено слишком мало пространства, предметы несут на себе груз нарратива. И даже такой второстепенный предмет, как «маниакально сложенная» салфетка, играет важную роль.

Обе книги вносят значимый вклад в исследование творчества Караваджо.  

Caravaggio’s Pitiful Relics. Todd P. Olson. Yale University Press. 288 с. £45 (твердая обложка). На английском языке

Caravaggio: Reflections and Refractions / Lorenzo Pericolo and David M. Stone, eds. Ashgate. 392 с. £75 (твердая обложка). На английском языке

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+