18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что нужно увидеть на выставке «Все будущее мира» Оквуи Энвезора

В исполнении куратора Венецианской биеннале критика капитализма выглядит элегантно и гламурно

В своем обзоре наиболее важных тем, заслуживающих внимания, команда британской The Art Newspaper сосредоточилась на ряде повторяющихся мотивов: насилие, труд, художники из диаспор, зрелищность или дидактический кураторский подход.

Перед открытием Венецианской биеннале ее куратор Оквуи Энвезор обещал в интервью, что гостей и прессу ждет самая политически ориентированная выставка в Венеции за многие годы. Выступая на открытии, он рассказал о трудностях, с которыми пришлось столкнуться в ходе монтажа первой части выставки «Все будущее мира» (All the World’s Futures) в Выставочном дворце в садах Джардини. «Это по природе своей классическое пространство, оно равно себе, и существует предел, до которого его можно менять», — объяснил он. Тем не менее он переоборудовал центральную галерею павильона в пространство, которое полностью отдано под полемические чтения, в том числе «Капитала» Карла Маркса. Вокруг расположились остальные художественные проекты.
 

Уалид Бешти. Различные работы. 2013–2015

В насилии сокрыта красота. Одни из самых мощных работ на центральной выставке в Джардини — те, что бьют наотмашь. В инсталляцию из керамики Уалида Бешти включена шокирующая фотография с первой полосы газеты, на которой изображен обнаженный до пояса убитый мужчина с залитым кровью лицом. Первой на выставке зрителя встречает видео Кристиана Болтански «Кашляющий» (1969): на полу в темной комнате сидит бьющийся в конвульсиях человек, которого рвет кровью. А закрывает «Все будущее мира» произведение Джона Акомфра — великолепное трехканальное видео «Головокружительное море» (2015), в котором бурные воды океана и арктические пейзажи сочетаются с тошнотворными документальными съемками китобойного промысла и охоты на белого медведя. Эти произведения заставляют вспомнить о насилии как главном атрибуте капитализма, что и является ключевым аспектом выставки Энвезора. Но что делать с красотой насилия? От этих работ трудно отвернуться, потому что они эстетически привлекательны — в отличие от большей части выставки, которая в своей концептуальной холодности этой привлекательности лишена.

Джереми Деллер. «Привет, сегодня у тебя выходной». 2013

Чтение «Капитала» Карла Маркса — уместная прелюдия к встрече зрителя с произведениями Джереми Деллера, которому был отдан павильон Великобритании на биеннале в 2013 году. И Уокера Эванса, американского фотографа XX века, прославившегося своими снимками эпохи Великой депрессии. Несмотря на то что их работы разделяют пространство и время, оба проекта посвящены тяготам, на которые капитализм обрекает простых людей. В работу Деллера включены архивные фотографии безымянных изможденных женщин — рабочих металлургических заводов Южного Уэльса, сделанные в период индустриальной революции, который он презрительно называет «старыми дерьмовыми временами». Рядом с этими выцветшими образами бедности висит огромный текстильный баннер (2013) с надписью «Привет, сегодня у тебя выходной», воспроизводящий текст автоматических СМС о том, что в этот день заданий не будет, которые работодатель рассылает внештатникам.

Эмили Кейм Нуорри. «Сотворение Земли». 1994

Хоть на выставке и представлено определенное число знаменитых художников (среди них, к примеру, Андреас Гурски и Ханс Хааке), но их можно пересчитать по пальцам. Энвезор явно пытается отвлечь внимание публики от мужчин и любимцев художественного рынка (появление Оскара Мурильо неожиданно) и представить менее известных художников из Африки, Азии и Латинской Америки или их диаспор, отдавая предпочтение женщинам. Например, здесь можно увидеть крупноформатное полотно «Сотворение Земли» (1994) покойной художницы из племени австралийских аборигенов Эмили Кейм Нуорри. В главном зале живопись афроамериканской художницы с ирландскими корнями Эллен Галлахер соседствует с искореженной, обгоревшей резиновой скульптурой художницы пакистанского происхождения Хьюмы Бабы.

Томас Хиршхорн. «Крышу снесло». 2015

Несмотря на то что большинство выставленных произведений нарочито скромны — это работы концептуалистские, архивные или как минимум монохромные, — Энвезор разбавил их привлекающими внимание инсталляциями и видео. Он начинает с драматического представления скульптуры Фабио Маури в виде лестницы, устремленной к небу, и кучи багажа под расписанным фресками куполом павильона. Сделанная специально для биеннале работа живущего в Париже художника швейцарского происхождения Томаса Хиршхорна будто прорывается сквозь крышу одной из галерей павильона. Джунглеобразное буйство упаковочной пленки, изоляционных труб и проволоки заполняет галерею, а у ее корней разбросаны скомканные листы трактатов Платона. Настоящее дерево (без которого не может обойтись ни одна биеннале или художественная ярмарка), на этот раз авторства Роберта Смитсона, оживляет галерею.

«Капитал»: чтения и обсуждение в Арене

По задумке Энвезора перемещаться между разными частями павильона, минуя Арену, невозможно. В этом пространстве для перформанса с сидячими местами на разных уровнях проходят чтения «Капитала» Карла Маркса (всех трех томов; и вероятно, за месяцы, что будет длиться биеннале, текст прочитают дважды), а также другие чтения, лекции и дебаты. Это не единственное открыто дидактическое произведение на выставке: от зрителей неизбежно ожидается политическая грамотность для восприятия «Всемирных выборов» (2015) Ханса Хааке, философских и политических видео Александра Клуге и «Рисунки демонстраций» (2015) Риркрита Тиравании. В KAPITAL (2013) Айзека Джулиена даже входит лекция антрополога Дэвида Харви, прочитанная ряду столпов художественного мира.

***

В отличие от Выставочного павильона в Джардини, пространство Арсенала не представляло трудностей для того, чтобы расположить там и скромную графику, и самые зрелищные и большие инсталляции.

Адель Абдессемед. Also Sprach Allah. 2008

Художник алжирского происхождения Адель Абдессемед не стесняется касаться табу XXI века. В каталоге выставки его подход описывается как «бескомпромиссный», а творчество названо «вызывающим состояние повышенной тревожности». Входящие в Арсенал посетители видят грубый ковер, украшенный неуклюжими, неразборчивыми каракулями, гласящими Also Sprach Allah, что переводится как «так говорил Аллах» и отсылает к «Так говорил Заратустра» Фридриха Ницше. В сопровождающем видео задокументирован процесс создания этой работы: группа мужчин при помощи растянутого одеяла подбрасывает Абдессемеда в воздух, при каждом взлете он добавляет новый штрих на ковер, который закреплен на потолке. Впервые Also Sprach Allah была выставлена в 2009 году галереей David Zwirner в Нью-Йорке. Тогда галерея описывала ее как произведение, показывающее, «каким образом группа может подвигнуть индивида на активное действие во имя Бога».

Мелвин Эдвардс. «Ида У.Б.». 1990

Афроамериканский скульптор Мелвин Эдвардс обращается к вопросам расы, прав трудящихся, принуждения, насилия. Скульптуры Эдвардса развешаны на стенах в ряд друг напротив друга, и посетители вынуждены проходить сквозь их обвиняющий строй. Эдвардс — высококлассный сварщик (он преподавал сварку в США и Африке), и его гнутые, искривленные топоры, цепи, наручники и головки молотков вызывают чувство невыразимого, постыдного ужаса и одновременно как будто зовут к ласкам. Эти работы отсылают к африканским маскам и к футуристским орудиям войны, к эстетике насилия и истории рабства.

Тистер Гейтс. «Времена приюта и мученика». 2014

Тистер Гейтс, пожалуй, один из самых известных активистов Чикаго и, несомненно, один из самых знаменитых современных художников города. Его инсталляцию в Арсенале можно отнести к сильнейшим работам в экспозиции. Бронзовый церковный колокол, стена серого кровельного шифера, статуя святого — предметы, которые Гейтс и его команда спасли из ныне снесенной католической церкви Святого Лаврентия в Чикаго, построенной в 1911 году. Эта церковь, спроектированная Йозефом Молитором и со временем пришедшая в запустение, стояла на границе районов с меняющимся этническим и конфессиональным составом населением. Гейтс использует полуразрушенный церковный интерьер для проекции волнующего атмосферного видео, снятого совместно с его соавторами, «Черными монахами Миссисипи»: два силача поднимают и бросают церковные скамьи под блюзовый госпел. Гейтс известен социальным активизмом не меньше, чем искусством. Он часто продает свои скульптуры, живопись и инсталляции, чтобы собрать средства для обновления приходящих в упадок зданий и реализации художественных и образовательных проектов.

Катарина Гроссе. «Труба без названия». 2015

После приглушенной, скорее, черно-белой выставки в Джардини пестрая психоделическая инсталляция Катарины Гроссе в Арсенале почти шокирует. Работа, заполняющая гигантскую галерею, похожа на расписанную баллончиками чужую планету: ткань, окрашенная в фиолетовый, синий, желтый, зеленый и красный, драпирует стены, а пол покрыт гравием тех же цветов. Вы попадаете то ли внутрь яркого абстрактного полотна, то ли на Марс, каким его представляли в 1970-е.

Группа «Рабочий класс Залива». «Кто строит Гуггенхайм в Абу-Даби». 2015

Начиная с 2010 года международная группа художников обращает общественное внимание на тяжелое положение мигрантов, работающих на строительстве культурных центров в Абу-Даби. Их произведение в Арсенале — большой плакат, в виде диаграмм и графиков изображающий, как Музей Гуггенхайма, Лувр и Нью-Йоркский университет ведут грандиозную стройку в богатом нефтью эмирате, не заботясь о нуждах рабочих. Это второе выступление «Рабочего класса Залива» в Венеции, они также участвовали во «Всемирных выборах» (2015) Ханса Хааке в Джардини с iPad-опросом из 20 пунктов. Но в Арсенале Энвезор, пожалуй, предоставил группе самую высокую в ее истории трибуну.

Стив Маккуин. «Ашес». 2014–2015

В фотографии и кино всегда присутствует момент небытия: к тому времени, когда мы увидим изображение или фильм, запечатленные в них мгновения уже превратятся в прошлое. Минуло уже 13 лет с тех пор, как британский кинематографист Стив Маккуин побывал в Гренаде, где познакомился с юношей по имени Ашес, ставшим главным героем этого короткого и красивого документального фильма. Мы видим не произносящего ни слова молодого человека с точеными чертами лица на борту маленького кораблика, рассекающего морские волны у берегов Гренады. В этой работе прекрасно все: место действия, кинематография и персонаж. Но из короткого сообщения мы узнаем от друзей Ашеса, что после создания фильма он был убит: «Он пытался бежать, и ему выстрелили в спину, а когда он упал, один из тех парней подошел к нему и расстрелял его живот, ноги и член». В творчестве Маккуина о насилии часто говорится напрямую: в фильме 2011 года «Стыд», повествующем об ирландской голодовке, есть сцены красивой жестокости. «Ашес» — более мягкий фильм. Но не менее пугающий.

Геди Сибони. «Месяц субботы». 2015

В Арсенале много живописи. Среди художников, которым предоставлено значительное пространство, — Крис Офили и Георг Базелиц, каждый из которых получил по целой галерее. Однако всеобщее внимание привлекают разбросанные по пространству Арсенала простые картинки американского художника Геди Сибони. Произведения Сибони поверхностны, но в этом замечании нет пренебрежения. Невозможно копать глубже того, что предъявляют его картины. Такие работы, как «Месяц субботы» (2015), красивы самым простейшим образом. В верхней части алюминиевого листа (раньше он был частью трейлера) — полоса белой краски. Под ней — облака и трава. Связано ли что-то из этого с названием? Сказать невозможно, и только один Сибони, пожалуй, знает наверняка. То, что мы видим, не подлежит интерпретации, но нам и не надо пытаться понять хорошую живопись. Нужно всего лишь смотреть на нее. Творчество Сибони, такое легкомысленное и простое, — передышка в напряженной экспозиции.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+