18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ночной музейный дозор — 2015

Чего ждать от Ночи музеев 2015 года в Москве и Санкт-Петербурге, в чем различие акций «Ночь в музее» и Ночь музеев, куда лучше не ходить, а где будет интересно и, если повезет, может быть малолюдно, выясняли наши корреспонденты Алёна Лапина и Александр Дашевский.

Москва

Скромная по масштабам берлинская идея конца 1990-х разрослась до множества международных проектов и была импортирована в Россию в начале 2000-х. В прошлом году московскую «Ночь в музее» посетило 1,3 млн человек. В 2015-м директор Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский решил попробовать себя в роли арт-директора проекта, предложив мощный образ круглоглазой совы, взгляд которой он сравнил с глазами некоторых посетителей музеев. Московский министр доволен тем, что инициатива пришла снизу и ни давления, ни тематику никто не навязывал сверху. Получается, что темы Победы в Великой Отечественной войне и Года литературы возникли в головах и пресс-релизах «Ночи в музее» сами.

«Ночь в музее» начнется 16 мая. Точнее, в полночь музеи все-таки закроются, и продолжение, как говорит комиссар проекта Федор Павлов-Андреевич, ожидается в «кластерах» (в каких и что там начнется, он не уточнил). Как министр, так и комиссар на пресс-конференции, посвященной мероприятию, неизменно обозначали проект словом «праздник». «Ночь в музее» относится к столичной ситуации и является частной инициативой, а Ночь музеев — событие общероссийское и государственное, так что на самом деле «праздник» не один, просто в каких-то случаях два праздника становятся одним большим.

По словам директора Государственной Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, акция «поможет и помогает нам сегодня привлечь в музей тех людей, которые [не ходят туда] в силу нехватки времени, сил или инертности или в силу представлений о том, что музей — это некая консервативная и немножко застывшая в прошлом структура; они смогут прийти в эту ночь, в этот вечер и увидеть, что ситуация совсем другая, что она радикально меняется». Третьяковка на Крымском Валу откроет свои двери со стороны Крымской набережной спецпроектом «Ночь в квадрате». Произведения Дмитрия Шостаковича и Георгия Свиридова в исполнении Большого симфонического оркестра им. Чайковского, программы для детей и взрослых, 3D-мэппинг, музейный пикник во дворе, мобильное приложение-путеводитель по местам авангардных выставок в Москве — все это как будто связано со 100-летием супрематизма и «Черного квадрата» Казимира Малевича. Заявлен и второй спецпроект — «День Победы», состоящий из живописи лауреатов Сталинской премии разных лет.

Институт русского реалистического искусства готовит чтения воспоминаний художников, представленных на выставке «Искусство в эвакуации». Послушать голоса молодых актеров, озвучивающих частные свидетельства художников, работавших в годы войны, можно с 20:00.

Музейно-выставочное объединение «Манеж» организует программы на всех своих площадках, объединяя их темой памяти. В самом Манеже — марафон фильмов, проверенных временем, и лекция о влиянии русской литературы XIX века на европейский кинематограф века ХХ. В Новом Манеже — дискуссия лауреатов и номинантов различных литературных премий. В Музее Вадима Сидура можно увидеть выставку «Доброй ночи», сделанную студентами «Свободных мастерских». На пандусе «Рабочего и колхозницы» состоится танцевальный перформанс уже довольно известных выпускниц Академии русского балета им. Вагановой Даши Плоховой и Саши Портянниковой. «Перформанс посвящен осознанию того, что значил героизм когда-то, и постановке вопроса о том, что происходит с понятием „герой” сейчас. Костюмы явно отсылают к 1940-м годам, а лонгборды, на которых Саша и Даша будут съезжать, и видеопроекции на стенах явно переносят действие в современность»,комментирует начальник научно-методического отдела МВО «Манеж» Андрей Паршиков. Начало перформанса в 20:00.

Государственный музей архитектуры им. Щусева подготовил нечто настолько сложное по форме и соотнесению тем, что на ум приходит сравнение со знаменитым хеппенингом Алана Капроу, в котором зритель точно знал, что не может полностью охватить все события. В программе заявлены: пластический перформанс, саунд-арт, экскурсии, видеомэппинг, выставка-спектакль, разговор с куратором, показ видео, метро-квест, интерактивная инсталляция и показ хроники строительства метрополитена. С 11:00 начнется видео, а дальше вал событий будет только нарастать.

Политехнический музей в 21:00 в летнем дворе павильона № 26 на ВДНХ запускает «Электронную гостиную», платформу общения, а возможно, и создания творческо-технологического сообщества на стыке аудиовизуальных искусств и электронной музыки.

В Московском музее современного искусства на Петровке в 19:30 можно будет послушать произведения композитора Ираиды Юсуповой, а в 22:00 начнется концерт группы СБПЧ с показом нового клипа. На Гоголевском бульваре с 18:00 — знакомство с жестовым языком и дактилем, которое к вечеру плавно переходит к созданию пластического спектакля. Обучение различным языкам тела настроено в том числе на осознание слуха и зрения как способностей, которые есть не у всех.

Санкт-Петербург

16 мая — Международный день музеев. В 42 странах в этот день они работают всю ночь. Петербург, за которым намертво закрепилось звание города-музея, уже несколько лет подряд органично вливается в интернациональную культурную «всенощную». Организаторы — комитеты Правительства Санкт-Петербурга по культуре, транспорту, развитию транспортной инфраструктуры, законности, правопорядка и безопасности, развитию туризма, Главное управление МВД (sic!) и Управление ГИБДД. В этом году, очевидно под влиянием 70-десятой годовщины окончания Великой Отечественной войны, тема Ночи музеев — «Память».

Несмотря на организацию перемещения, навигации и охраны зрителей, которая раз от раза совершенствуется, понятно, что везде не успеть и всего не посмотреть. Тем более обидно наткнуться на длинную очередь или на полностью забитый зал. Любому, кто пережил это мероприятие в прошлые годы, очевидно: чем тщательнее выбран маршрут, тем приятнее будет проведено время. Вот несколько небанальных мест, которые можно посетить и где будет интересно побывать, и несколько советов от взыскательного завсегдатая вернисажей.

Не ходите в зоопарк. Особенно с детьми, особенно ночью. Там все будет так же прекрасно, как всегда, зато зверям в клетках будет просторнее, чем вам снаружи (если попадете, а не застрянете в многочасовой очереди). Велика вероятность того, что в Артиллерийском музее, который находится по соседству, вы столкнетесь со сходными трудностями. То же можно сказать про обворожительный Музей Арктики и Антарктики — лучше посетите его в другой день, посмакуйте. Вообще хорошо бы избегать всего центрального и намоленного. Хотя, думаю, свободно, и просторно, и красиво будет ночью в Музее Академии художеств.

Конечно, сверхпривлекательно выглядит концерт в Российской национальной библиотеке, проводимый совместно с Русским музыкальным обществом. Однако, надо полагать, музыка, исполняемая по редким старинным партитурам из нотного отдела РНБ, привлечет немало любителей — вопросом мест надо озаботиться заранее. Еще в большей степени это относится к 12 концертам, которыми Ночь музеев встречает Академическая капелла. Все начинается в 18:00, места имеет смысл ангажировать не менее чем за час. Большой зал Филармонии тоже, скорее всего, будет забит до отказа.

Если погода будет благоприятствовать, стоит посетить Ботанический сад. Ночью и на рассвете это умиротворяющее зрелище. После променада по оранжереям можно сместиться в Музей интерактивной науки «ЛабиринтУМ», где заявлена программа «Наука фронту и тылу» — открытия ученых во время войны в виде действующих моделей и макетов. Относительно недалеко от него находится мастерская Аникушина. Обычно там весело и хорошо. В этот раз в программе «скульптурный балет».

Отдельно хочется порекомендовать Военно-медицинский музей. В остальные дни туда не вдруг попадешь, да и программа интересная — выставка «Руки хирурга», лекции о природе и механизмах памяти.

Тем, кто собирается провести эту ночь трезвым, семейным и за рулем, можно заехать в Приоратский замок в Гатчине. Там обещают экскурсию по дворцу, рассказы об истории Мальтийского ордена в России и факельное шествие рыцарей.

Более подвижно можно провести майскую ночь, курсируя по мероприятиям библиотечной сети. Библиотека для слепых и слабовидящих предлагает рассказ о судьбах слепых Ленинграда во время войны и обучение чтению и письму по Брайлю. В Библиотеке им. Лермонтова обещают костюмированный бал. Разветвленная программа ожидается в Библиотека им. Маяковского: спектакль в бывшем бомбоубежище, рецепты блокадной кухни, джаз 1940-х годов, обучение тайнописи и бесшумному хождению. Инсайдерская информация: в Библиотеке книжной графики ожидается динамичный мастер-класс по принтмейкингу от корифея и очаровашки Юрия Штапакова (дамы, готовьтесь).

А можно пренебречь всем, пойти в Музей городского электрического транспорта, где собрана коллекция исторического подвижного состава, и потом до 4 утра кататься на ретротрамвае по ночному городу.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
4
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
5
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
6
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
7
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+