18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Муху» возглавил Василий Кичеджи

Стало известно, что 14 мая на пост ректора Художественно-промышленной академии имени барона Штиглица (в прошлом Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной) в Санкт-Петербурге временно назначен Василий Кичеджи, один из соратников петербургского губернатора Георгия Полтавченко, бывший вице-губернатор Петербурга по вопросам науки, культуры, образования и СМИ, исполнявший обязанности председателя городского Комитета по культуре до назначения на эту должность Василия Панкратова. В 1990-е годы Кичеджи возглавлял Челябинский тракторный завод и до Петербурга практически не был связан со сферой культуры и искусства, что неоднократно ставили ему на вид многие представители городской интеллигенции.

В Художественно-промышленной академии уже несколько лет тянется конфликт вокруг назначения на должность ректора, что отражает глубокий системный кризис образования в одном из главных художественных вузов страны. В 2009 году при содействии предыдущего ректора Алексея Талащука, многие годы возглавлявшего академию, на эту должность был избран скульптор Александр Пальмин, который своими действиями и кадровыми решениями (как, например, увольнением неугодных ему преподавателей) восстановил против себя коллектив. В 2012 году сотрудники и преподаватели протестовали против маленькой зарплаты, студенты — против сокращения учебного плана по основным дисциплинам и все они — против методов управления. В результате в 2014 году Пальмин был отправлен в отставку, и в Художественно-промышленную академию был призван кризис-менеджер: исполняющим обязанности ректора был назначен Александр Черных из Инженерно-строительной академии, бывший специалист в области деревообработки. Это назначение вызвало сдержанный оптимизм преподавателей, прежде всего кафедры рисунка и живописи: так, на полугодовом ректорском обходе в зимнюю сессию Черных прислушивался к мнению профессионалов и не выказывал собственных амбиций. В то же время авторы петиции «Сохранить Художественно-промышленную академию им. А.Л.Штиглица („Муху“)» на сайте Change.org, собравшей более 4 тыс. подписей, справедливо утверждают: «Знаменитую художественную Школу должен возглавить профессионал, хорошо знакомый с многочисленными проблемами образовательного процесса».

Нынешнее назначение и.о.ректора Василия Кичеджи смотрится как часть аппаратной игры: оставшемуся после ухода из правительства города без работы чиновнику подыскали место. Это, путь и временное кадровое решение, стало неожиданностью абсолютно для всех сотрудников академии и явно не отвечает представлениям преподавателей и студентов о судьбе альма-матер. Впрочем, как она сложится при новом ректоре, сейчас сказать невозможно. Выступая, Кичеджи произнес дежурный набор фраз про «сохранение уникальной художественной школы, неповторимого петербургского стиля, замечательных традиций». Однако ситуация в учебном заведении такова, что на кафедре живописи факультета монументально-декоративного искусства, которая исторически главенствует в «Мухе», практически нет авторитетных в мире искусства преподавателей, которые бы участвовали в актуальном художественном процессе. При этом именно Художественно-промышленная академия — благодаря или вопреки образованию — регулярно поставляет современных художников, известных не только на петербургской арт-сцене. Отсюда вышли «Непокоренные» во главе с Ильей Гапоновым, удачно применившие в современном искусстве полученные ремесленные навыки живописцев, а отделившийся от них Павел Шугуров сделал карьеру главного художника города Владивостока. Выпускники «Мухи» за прошедшее десятилетие попадали в номинанты «Инновации» и становились лауреатами этой премии, как Иван Плющ и участники группы «Мыло» Семен Мотолянец и Дмитрий Петухов. Хочется, чтобы в CV современных художников строчка «Художественно-промышленная академия имени Штиглица» не просто значилась, но и что-то значила.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+